АВТОХТОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ (АБОРИГЕНЫ) - первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны, жившее на данной территории до образования современных государственных границ.
АДЫ (нивх.) – ветер северного и северо-восточного направления, дующий с Охотского моря и нередко приносящий сильные бураны. С ними нивхи боролись при помощи различных ритуалов.
АЙНЫ – коренное население северной части Японского архипелага и Курильских о-вов, в настоящее время проживает в на о-ве Хоккайдо. Насчитывает 16 тысяч чел. По данным антропологии айны относятся к австралоидам, отмечаются генетические связи с алтайской семьей народов.
АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма.
АЛ ХТУР (ал хлтурш) (нивх.) – лирическая песня, в которой раскрывается все разнообразие внутреннего мира человека и его переживаний, связанных с любовью мужчины и женщины.
АНГЕЙ – в системе традиционного нивхского родства и семейно-брачных отношений – жена. Нивх называл ангей не только свою жену, но и жен своих старших братьев всех степеней родства по отцовской линии, а также всех сестер своей жены, и кузин по материнской линии.
АНИМИЗМ – (от лат. anima – душа) – вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.
АССИМИЛЯЦИЯ – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий.
ВЭГ’’Р (нивх.) – особые лесные, морские злые духи.
ВЯХШ (нивх.) – злой дух-оборотень в виде лисы.
ГАРПУН – метательное охотничье (главным образом на морских животных) орудие - острый зубчатый наконечник из камня, кости, металла, соединенный с древком ремнем. Известен с эпохи палеолита.
ГИЛЯКИ – старое русское наименование для нивхов, а также часто и для уйльта, негидальцев, низовых нанайцев.
ГОЛИЦЫ – охотничьи лыжи нивхов. Изготовлялись обычно из лиственницы, длина их составляла 160 см, а ширина 12-15 см, крепление чаще всего двухпетельное. Короткие голицы являлись частью собачьей упряжки. В пути лыжи могли также заменить лопату для отгребания снега и служили столом.
ГОЛЬДЫ – наименование нанайцев ульйта, орочами, частично негидальцами; заимствовано русскими.
ГРУППЫ СУБЭТНИЧЕСКИЕ – культурно своеобразные группы в рамках определенного этноса, занимающие компактную территорию, обладают локальной спецификацией разговорного языка, культуры и быта, имеют свое особое самоназвание.
ЗАЕЗДОК – сооружение для рыбной ловли. Состояло из рамы в форме буквы «г» и сети. Заездок ставился там, где рыба, уклоняясь от сильного течения, подходила к берегу. Из поколения в поколение нивхи почти всегда строили заездки в одних и тех же местах.
ИНАУ – атрибуты магии, представлявшие собой заструженные палочки разной формы, которые, по мистическим воззрениям нивхов, выполняли различные поручения в мире духов.
КАМЛАНИЕ – основной обряд шаманизма. Представляет из себя ритуал, приводящий шамана в экстатическое состояние. Сопровождается пением и ударами в бубен.
КАМУС – подкладка на скользящую поверхность лыжи для того, чтобы лыжа не проскальзывала при подъёме. Нивхи изготовляли ее из шкуры нерпы.
КЕ-РАФ – летнее жилище нивхов, постройка на сваях.
КЕХН’’ (нивх.) – дух-помощник шамана. Представлен в зоо- антропоморфном виде, или в виде огненного шара.
КИНШ (нивх.) – злой дух в образе ведьмы.
КОК (нивх.) – мифические существа, обитающие в опорных столбах зимнего жилища.
КОЛИН ЖИДЬ (нивх.) – самоубийца, утопленник. По верованиям нивхов его душа уходила в подводный мир.
КУРН’’ (нивх.) – божество-демиург, создатель земли и неба.
ЛА ЫЗН’’ (нивх.) – мифический властелин ветра.
ЛЕВИРАТ – обычай, согласно которому вдова могла повторно выйти замуж только за одного из близких родственников покойного мужа.
МИЛК (нивх) – злой земной, морской, горный дух. Представлялся страшным, лохматым существом.
МИФ (нивх.) – земля, среднинный мир в нивхской мифологии.
МЛЫВО (нивх.) – загробный мир.
МОСЬ (нивх.) – ритуально-жертвенная пища божеств и духов, особо торжественное праздничное блюдо. По одному из рецептов – студень из клейкого отвара рыбьих кож, тюленьего жира и ягод.
МЫЙК (нивх.) – идол, вырезанная из дерева фигурка, в которую вселяется дух либо душа близнеца. Использовался для лечения.
МОРСКОЙ ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – промысел морского зверя и крупной рыбы с применением морских лодок и комплекса гарпунного снаряжения.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ – 1) обозначение современных народностей, наций и других этнических групп, населяющих страну; к племенам обычно не применяется. 2) Принадлежность человека или группы людей к определённой народности или нации. Группировка населения по признаку национальности (или – шире – этнической принадлежности) применяется в демографии.
НИВХИ – (самоназвание «нивхгу» – «человек»), народ, проживающий в северной части о. Сахалин (бассейн р. Тымь), на Нижнем Амуре и в Хабаровском крае. Говорят на изолированном нивхском языке. Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы.
Н’ЫЗИТ (настурд) (нивх.) – героическая поэма, сказка, импровизируемая исполнителем каждый раз по-новому. Традиционно считается, что настурд внушается поэту духом-покровителем и является продуктом поэтического откровения. Центральной фигурой повествования всегда является человек. Он – безымяен («человек один», «женщина одна», «мальчик один» и т. д.) и обрамлен всеми остальными элементами повествования: боги, звери, духи – все это лишь обстановка для его подвигов.
РОДСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – санкционированная обществом система родственных отношений, за пределами котрой даже биологические родственники не считаются таковыми (например, родство по браку, свойство, искусственное родство).
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ – одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.
СЛОЖНАЯ СЕМЬЯ – форма семьи, которая выделяется на основе структурно-функциональной вариантности. Такая семья объединяет 2-3 или 4 поколения родственников по прямой или боковой линиям, а также свойственников.
ТАБУ – категорический запрет на религиозной основе.
ТЕРРИТОРИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями. Особенности расположения и природные условия этнической территории оказывают существенное влияние на жизнь этноса, его культуру и быт.
ТОНЧИ (КОРОПОКГУРУ, ТОИСЭКУРУ) – легендарные народы айнского фольклора, которые, согласно айнским легендам, обитали до них на о-ве Хоккайдо (коропокгуру) и Сахалине (тончи, тойцисе и др.), якобы, жили под лопухами и крали жен у айнов. Последнее послужило причиной войны, в ходе которой коропокгуру были изгнаны прочь. Легенда о тончах – безбородых людях из землянок, является сахалинским вариантом сказки о коропокгуру.
ТО-РАФ – зимнее жилище нивхов, полуземлянка сферической формы. Состояла из двух частей: жилой и пристроенного входа.
ТОНД-РАФ – надземное зимнее жилище нивхов.
ТОТЕМИЗМ – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.
Т’ЫЛГУР («сказание, быль») (нивх.) – эпос с непременным элементом чудесного. Сюда входят прежде всего мифы о происхождении мира и человека, сказания о жизни того или иного «хозяина» природы, божественного животного, духа и т. д. Также в т’ылгур входят сказания об отношениях между людьми и героями мифа – богами, духами и обоготворенными животными.
ШАМАНИЗМ – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.
ЭНДОГАМИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ – заключение браков внутри той или иной группы, или коллектива особей, в том числе внутри этноса. В антропологии эндогамия считается одной из важнейших характеристик популяции.
ЭТНОГЕНЕЗ – (от греч. ethnos - племя, народ и genos - развитие) – процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
ЭТНОНИМ – название этноса (народа). Наличие этнонима – важнейший признак этнического самосознания.
ЭТНОС – центральное понятие и основной объект этнографических и этнологических исследований. В современной науке нет устоявшегося определения понятия «этнос». В зависимости от теоретических позиций различные ученые трактуют это понятие по-разному.
Основные определения понятия «этнос»:
- особый исторически возникший вид социальной группировки людей, форма их коллективного существования. Общность складывается и развивается естественным историческим путем; она не зависит от воли отдельно входящих в нее людей и способная к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства, которое обеспечивается этнической эндогамией. Этносом является только та часть людей, которая осознает себя таковым.
- исторически сложившаяся на определенной территории многопоколенная общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психологии, а также сознанием своего единства и отличия от других этносов. В современном языке находит определенное сходство с понятием национальность.
- живая социальная реальность, особого рода самовоспроизводящаяся сложная социальная система, члены которой осознают свое единство, опирающееся на устоявшуюся традицию.
ЭТНОЛОГИЯ – наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции – часть или синоним культурной антропологии, в европейской – аналог социальной антропологии. Базовая единица изучения — этнос. Этнографические данные дают исходный материал для этнологических исследований и сравнений. Этнология представляет собой обобщающую фазу науки и рассматривает общие законы развития и закономерности, характерные для многих культур.