Общая информация

Айны острова Сахалин

В отличие от других коренных народов Сахалина и Курил, чистокровных представителей айнского народа в Сахалинской области не осталось. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года, на островах проживали три человека, указавших национальную принадлежность «айн». Всероссийская перепись населения 2010 года также показала, что в области живёт три человека этой национальности. Причём они были детьми в браке айнов с другими народами, как, например, Кунико Дулюдина (дочь айна и японки).

Айны – потомки древнейшего населения Японских островов, Южного Сахалина и Курильских островов. Так сложилось, что на протяжении довольно значительного периода времени земли айнов разделяли дальневосточные владения России и Японии. Выход русских землепроходцев на побережье Тихого океана, открытие Сахалина и Курильских островов, их исследование, заселение и хозяйственное освоение совпали по времени с подобным освоением японцами о. Хоккайдо. К середине XIX века курильские и сахалинские айны в основном становятся подданными России, хоккайдосские айны – подданными Японии.

Во второй половине XIX – первой половине XX вв. государственная принадлежность айнов неоднократно менялась. Переход к Японии Курильских островов (1875 г.) и потеря Южного Сахалина (1905 г.) привели к тому, что все айны стали японскими подданными. В этот период сахалинские и курильские айны подверглись сильнейшей японизации.

Согласно статистическим данным, на Сахалине к концу 1941 года проживало 1 272 представителя айнского народа. Но в период 1945–1949 гг. большая их часть покинула остров. Японские учёные рассматривают этот процесс как репатриацию (возвращение японских подданных на родину). В России же существует иная точка зрения. Среди причин внезапного переселения называются родственные связи айнов с Сахалина и Хоккайдо, общая японизация айнского общества, многочисленные слухи, якобы русские не удержатся долго на Сахалине и будут в итоге побеждены японцами, а айны, оставшиеся у русских, будут рассматриваться как изменники.

После 1990-х годов в Японии был проведён социологический опрос сахалинских айнов, покинувших остров, с целью выяснить, насильственным ли путём производилось переселение или на добровольной основе. Основными побудительными мотивами были названы:

  1. незнание языка и нежелание жить под надзором коммунистической партии;
  2. ощущаемая нехватка продовольствия;
  3. родственники некоторых уже переселились на Хоккайдо;
  4. наличие японского гражданства.

Айны, получившие советские паспорта, вследствие давления властей вынуждены были в графе «национальность» писать не «японец», а «айн». Многие из них вскоре «теряли» документы и переправлялись на Хоккайдо. Те немногие айны, которые решили остаться на Сахалине, быстро растворились в массе пришлого населения.

Основными видами деятельности айнов за всю их многовековую историю были охота, рыболовство и торговля, сохранявшиеся как в период японского господства над Южным Сахалином, так и во время СССР.

Айны —древнейшая этническая общность региона, коренные обитатели Сахалина и Курильских островов. Это один из интереснейших и даже загадочных в этнографическом отношении народов земного шара. Большой интерес и особое внимание к этому этносу со стороны многих исследователей мира объясняется прежде всего комплексом вопросов, образующих так называемую «айнскую проблему», которую ученые разных стран пытаются разрешить вот уже несколько столетий. Основными задачами этой проблемы является нахождение исторической прародины айнов и выявление родственного им этноса или группы этносов, миграционных путей к месту современного расселения, причин миграции.

Расовому своеобразию, проблемам истории и этнографии айнов посвящено сотни монографий и многие тысячи статей. В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяются несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.

Айны по своему антропологическому типу занимают обособленное место среди народов Азиатского континента, образуя в пределах Восточной Азии как бы островок расовой обособленности. В противоположность монголоидам (японцам, корейцам, китайцам, народам Приамурья), у айнов наблюдается относительная депигментация (светлый цвет кожи) и сильная обволошенность лица и тела, ставящая их по этому показателю на одно из первых мест в мире. Однако по ряду важных диагностических особенностей черепа (заднескуловый шов, частота клиновидно-верхнечелюстного шва) они имеют специфическое сходство с монголоидами. Сахалинская ветвь айнов являлась наиболее смешанной популяцией, имела значительное число монголоидных черт. До второй половины XX века большое распространение имела южная теория происхождения айнов и их генетического родства с полинезийцами и австралийцами, выдвинутая Л. Вивьеном де Сен-Мартеном, и подержанная российским антропологом Д.Н. Анучиным и развитая Л.Я. Штернбергом.

Наряду с обособленным местом в мировой расовой систематике не меньший интерес представляет собой традиционная культура айнов. Она включает элементы, которые присущи как северным, так и расселяющимся в южных регионах Тихоокеанского бассейна этносам. При этом определенные элементы культуры вполне позволяют сопоставить их с таковыми в культурах других народов, обитающих на значительном удалении от мест расселения айнов — в Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана, северо-востоке Азии, северо-западе Американского континента.

К числу «южных» особенностей айнской культуры обычно относили: использование примитивного ткацкого станка, похожего на индонезийский; распашную и поясную (набедренная повязка) одежду, изготовленную из луба; старинное вооружение (лук, палицы), сходное с австронезийским; использование токсичных ядов растительного происхождения; татуировку; орнамент; ряд охотничьих поверий и представлений.

Однако исследования смежных наук во второй половине XX века поставили под сомнение многие положения южной теории. Прежде всего, древнее происхождение культуры «дземон» не позволяет считать прародиной айнов Океанию, заселенную позже Японии. Современные исследователи склоняются к тому, что многие особенности айнской культуры, трактуемые ранее как «южные», могли возникнуть на айнской почве конвергентно, эмпирическим путем, а многие другие имеют аналоги у североазиатских монголоидов. И более правомерно в этой связи говорить об этнических связях между предками тунгусоязычного и айнского населения в древности.

Предметом оживленных научных споров остается айнский язык, его происхождение, типологические характеристики. Это язык-изолят. Несмотря на большую работу, проделанную российскими и зарубежными лингвистами, до сих пор не выявлены генетические связи айнского языка с другими языками. Имеются попытки доказать родство айнского языка с австронезийскими языками, с палеоазиатскими языками, с семитскими, с баскским и кавказскими языками, с индоевропейскими языками, с алтайскими. По мнению доктора исторических наук А.Б. Спеваковского данные исторической лингвистики приобретают особое значение в свете айнской проблемы:

«Сравнительно-историческое изучение айнского и тунгусо-маньчжурских языков выявляет довольно большое количество общих лексических элементов, оказывающихся межгрупповыми заимствованиями. В первую очередь это относится к родственной терминологии. Множество примеров дает рассмотрение лексических схождений айнского с другими языками: алтайскими, монгольскими, тюркскими, а также корейским, который ряд исследователей относит к алтайской языковой семье. К числу этих примеров относится лексика, связанная с ландшафтом и явлениями природы, материальной и духовной культурой, традиционными занятиями и образом жизни и т.д.»

Некоторые исследователи считают, что айнский, японский и корейский языки могут быть прямыми потомками языка, родственного протоалтайскому. Другими исследователями данное родство категорически отрицается. Перспективными направлениями поиска родственников айнского языка называются чукотско-камчатские языки, языки американских индейцев, папуасские языки, языки аборигенов Австралии.

В состав айнской этнической территории в глубокой древности и в более позднее время входили южная часть Сахалина, Курильские острова, юг Камчатского полуострова, возможно низовья бассейна реки Амур. Приблизительно до рубежа новой эры, протоайны заселяли все Японские острова. Предки японцев вытесняли и порабощали аборигенов архипелага. Начиная с XV века, айны начали утрачивать свои территории и на Хоккайдо.

Айнское слово айну, производными от которого являются русские айн, айны, ранее не являлось самоназванием всего этноса. Этот термин начал входить в широкое употребление примерно в XVIII века, а в XIX веке получил всеобщее распространение. Слово «айну», употребляемое с оттенком чести и означающее «человек», «благородный человек», «настоящий человек», «человек, относящийся к айнскому народу», начало использоваться представителями айнского этноса перед лицом японской колониальной экспансии. Они стремились как бы противопоставить себя японцам, отделить себя от них. Существовали также экзоэтнонимы, которые были даны айнам другими этносами.

Самые ранние сведения об айнах содержатся в древнекитайском географическом трактате «Каталог гор и морей», датируемом примерно II веком до н.э. Традиционно «волосатые» из «Каталога гор и морей» отождествляются с айнами. В китайских источниках VIII века упоминаются жившие в низовьях Амура некие «кушо» или «кущо-бо» (от айнского самоназвания «куи», «кудзи», «куши»). Также «куши», «куи», «куги» называли айнов нивхи, другие народы Амура, маньчжуры. Очевидно, эти названия происходят от айнских слов ку, кур, куру — «человек». В русских источниках XVII века, айнов называли «черными людьми» или куями, а на Охотском побережье в XVIII века их именовали кувами. Айны, жившие на юге Камчатки и на Курильских островах, обозначались русскими как «курилы», «курильцы», «мохнатые курильцы». Ряд ученых считало и считает, что само название «курилы» является искаженным русскими служилыми людьми айнским словом куши (С.П. Крашенниников, Г.В. Стеллер, Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, Б.П. Полевой). Русское название Курильские острова означает «острова заселенные курильцами» или «острова курильцев».

По подсчетам лейтенанта Н.В. Рудановского, одного из сподвижников Г.И. Невельского, в 1854 году в южной половине острова Сахалина проживало около двух с половиной тысяч айнов. Численность айнов по данным Всероссийской переписи 1897 года составляла около полутора тысяч человек. На Южном Сахалине в 1905-1945 годах проживало также около полутора тысяч айнов. В августе 1946 года российский исследователь Б.А. Жеребцов провел перепись айнов на Южном Сахалине, где проживало тогда 1159 айнов.

________________________________________

Ищенко М. И. Коренное население: айны [Электронный ресурс] // История Курильских островов. – Режим доступа: www.kuriles-history.ru/book/chapter/25/. – Дата обращения: 13.06.2019

Шренк Л. И., Об инородцах Амурского края. Т. 1: Части географическо-историческая и антропо-этнологическая. – 1883. – С.327

Айны : проблемы истории и этнографии : [сборник статей]. Южно-Сахалинск : ИМГиГ, 1988. – С. 34.

А. П. Чехов и Сахалин: взгляд из XXI столетия : материалы международной научно-практической конференции, 2122 сентября 2010 года. Южно-Сахалинск : Колорит, 2011. – С. 9596.

Одежда, орудия и предметы домашнего обихода айнов

Женский пояс
Катушка для ниток
Коробка для курительных трубок
Коробка из бересты
Лопаточки для еды
Палочки для жертвоприношений
Удочка с крючком
Футляр для ножа
Халат мужской
Халат мужской
Халат мужской
Циновка
Чашка
Чашка для еды
Черпаки
Лук и колчан
Ловушка на соболя
Бусы