Коганэи Ёсикиё

В конце XIX - начале XX вв. Япония пережила настоящий археологический бум. За сравнительно короткий отрезок времени на Японских островах (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, Рюкю и др.) были открыты десятки тысяч самых различных археологических памятников: стоянок, поселений, крепостей-тяси, могильников, культовых сооружений, петроглифов и т.д. Тогда же японские ученые сделали первые попытки как-то истолковать выявленные памятники дояпонского периода. В итоге ими были выдвинуты несколько научных гипотез и теорий о заселении древним человеком Японских островов, в том числе по проблеме происхождения айнов.

И велика заслуга в этом антрополога Коганэи Ёсикиё. Опираясь на результаты краниологических измерений большой серии черепов, извлеченных из захоронений неолитической культуры дзёмон, айнов и современных японцев, он выдвинул гипотезу, взятую ныне на вооружение большинством японских и российских специалистов. Суть ее сводится к двум главным постулатам.

Постулат 1. Айны, населявшие в прошлом все острова Японского архипелага (включая Южный Сахалин и Курильские острова), - потомки людей эпохи дзёмон.

Постулат 2. Предки японцев - носители культуры Яёй, переселившиеся в Японию с материка Азии.

Коганэи Ёсикиё посвятил всю свою жизнь поиску научных фактов и доказательств правильности выдвинутой им гипотезы. И ему это блестяще удалось. Но, как и у всякой новой гипотезы, у нее были как свои сторонники, так и противники. В поддержку гипотезы Коганэи Ёсикиё выступили такие известные в Японии и за ее пределами ученые, как Тории Рюдзо, Мацумото Хикоситиро, Н.Г. Манро и некоторые другие. В то же время оппонентом ученого в научном споре о предшественниках айнов стал не кто иной, как его спутник по первым экспедициям - Цубои Сёгоро. В противовес Коганэи Ёсикиё он выдвинул гипотезу о том, что неолитическое население Японских островов не связано ни с айнами, ни с японцами Согласно его доводам, предшественниками айнов были коропокгуру – мифический народ, оставивший после себя многочисленные остатки жилищ и раковинных куч. Цубои Сёгоро считал, что это и есть первоначальное население Японии, вытесненное позднее айнами на север, и связывал их с эскимосами (хотя сам же отмечал различия между ними).

Спор между двумя учеными в дальнейшем перерос в весьма оживленную научную дискуссию, которая не сходила в течение 14 лет со страниц ведущих японских газет и журналов. Коганэи Ёсикиё подверг резкой критике гипотезу Цубои Сёгоро: 1) «В своей антропологической части эта аргументация покоится на сопоставлении лишь некоторых индексов длинных костей скелета, не учитывает вовсе особенностей строения черепа и противоречит многочисленным фактам, свидетельствующим, напротив, о сходстве в физическом типе древнего населения Японии и современных айнов»; 2) «При сопоставлении культуры неолитического населения и современных айнов нельзя не учитывать огромного хронологического разрыва между ними, на протяжении которого культура айнов развивалась и подвергалась внешним влияниям»; 3) «Ошибочно... представление, что айны не знали каменных орудий и гончарства, напротив, можно утверждать, что и каменные орудия и глиняная посуда у них исчезли сравнительно недавно» и 4) «Были в прошлом у айнов и землянки; у курильских и сахалинских айнов они бытовали еще в начале нашего века».

Только внезапная смерть Цубои Сёгоро в 1913 г. положила конец затянувшемуся научному спору между двумя учеными. В октябре этого же года сотрудники института естествознания Токийского императорского университета принимают гипотезу Коганэи Ёсикиё в качестве научной концепции в своих теоретических и практических разработках. Как происходило формирование личности этого незаурядного человека и ученого, каковы были те побудительные мотивы, которые предопределили его жизненный путь и привели в большую науку?

О Коганэи Ёсикиё нам известно не так много. Родился он 14 декабря 1858 г. Учился на медицинском факультете Токийского императорского университета. Его горячее желание постичь все тонкости избранной профессии и в совершенстве овладеть знаниями, дававшимися ему университетскими профессорами, не осталось незамеченным. По окончании полного курса обучения руководство университета оставляет его на преподавательской работе. Коганэи Ёсикиё с энтузиазмом берется за дело. Кропотливый труд молодого исследователя был по достоинству оценен его университетскими коллегами. Ему присваивают звание профессора, а уже 5 июля 1888 г. он отправляется в свою первую научную экспедицию по о. Хоккайдо для изучения антропологии айнов. Что касается маршрута первой антропологической экспедиции 1888 г., то он пролегал от г. Отару до полуострова Нэмуро. На этом пути учеными были обследованы все известные на тот период времени древнеайнские могильники в районе г. Саппоро, Томакомай, Уракава, Кусиро и Нэмуро. Итогом двухмесячных работ ученых явилась совместная научная статья, в которой они подробно изложили выявленные в результате исследований погребений повреждения костяков и привели аргументы в пользу той или иной версии. Столь же продуктивной в научном плане оказалась и вторая экспедиция ученых, предпринятая с июня по сентябрь 1889 г. Из портового г. Нэмуро на о. Хоккайдо Коганэи Ёсикиё и Цубои Сёгоро отправляются на южные Курильские острова (Минами Тисима) - Кунашир, Итуруп и самый северный в группе островов Малых Курил (Хабомаи) - о. Шикотан. На Шикотане Коганэи Ёсикиё провел антропологические исследования 20 курильских айнов, переселенных сюда в 1884 г с Северных и средних Курил (о. Шумшу, Парамушир, Онекотан, Маканруши, Харимкотан, Шиашкотан, Расшуа и др.): 13 женщин и девочек, а также 7 мужчин и мальчиков.

Все собранные материалы ученый свел в таблицу о физическом состоянии айнов Курильских островов, сопоставив их с данными по айнам Сахалина и Хоккайдо:

Этнос

Рост (в см)

Окружность головы (в см)

Айны Курил

157,9

78,3

Айны Сахалина

156,9

76,7

Айны Хоккайдо

156,9

77,2

Все это позволило Коганэи Ёсикиё в своей монографии «Исследования по антропологии» прийти к выводу, что «айны Курил, Сахалина и Хоккайдо без сомнения один этнос, одна семья». Именно тогда от курильских айнов Цубои Сёгоро впервые записал легенду о низкорослых карликах - коропокгуру, обитавших на островах задолго до прихода сюда айнов и оставивших после себя многочисленные ямы - котлованы полуподземных жилищ. По возвращении на Хоккайдо ученые продолжили изыскания в районе г. Абасири, Вакканая, Саппоро и Отару - местах компактного проживания айнов, где им удалось получить не менее важные в научном плане материалы, послужившие основой при написании статей и книг. Результаты работ впечатляют. Всего за два года полевых работ ученым удалось обследовать практически весь о. Хоккайдо, южные Курильские (Минами Тисима) и Малые Курильские (Хабомаи) острова. За это время они провели антропологические измерения 166 айнов: 135 - на Хоккайдо, 20 - на Южных Курилах и 11 - переселенцев-мигрантов с Южного Сахалина (Карафуто). Помимо этого, из захоронений ими был произведен отбор проб костей для детального изучения в антропологической лаборатории университета.

Результаты своих научных изысканий ученые обнародовали в совместном докладе «Памятники каменного века Хоккайдо», с которым выступили на 54-м заседании этнографического собрания в Токио, доложив о работах на островах Кунашире и Хоккайдо (Саппоро, Исикари). В 1890 г. Коганэи Ёсикиё перенес основной центр своих исследований из северных районов во внутренние и южные районы Японии. Удача и на этот раз не изменила ученому. Раскопки раковинных куч, произведенные близ г. Токио, Ибараки, Тиба и Кумамото на о. Хонсю, дали в руки исследователю много ценной информации о палеоэтническом составе населения на этой территории в разные периоды ее истории. В процессе раскопок раковинных куч им были найдены неолитические захоронения эпохи дзёмон, из которых взяты на анализ 33 фрагмента костей. Краниологические и антропометрические измерения позволили Коганэи Ёсикиё не только провести сравнительно-типологический анализ черепов и костей современных айнов и людей эпохи дзёмон, но и найти новые факты в пользу своей гипотезы. А сводились они к тому, что «люди дзёмон - это не японцы, близки к айнам». Примерно в это же время появляется гипотеза Цубои Сёгоро о коропокгуру, в которых он видел предшественников айнов. Эта гипотеза, не найдя себе сторонников после смерти Цубои Сёгоро, была предана забвению. Ныне если исследователи и обращаются к ней, то лишь в чисто историографическом плане.

Основные положения своей гипотезы Коганэи Ёсикиё детально изложил в ряде научных работ: «Исследование конституции айнов», опубликованной в 1893 г., и «Конституция айнов» в 1894 г. В последней работе Коганэи Ёсикиё обобщил обширный научный материал, полученный при раскопках раковинных куч Сидзуока, Тиба, Ибараки.

Приведенные данные полностью совпали с данными по айнам, что послужило еще одним веским доводом в пользу правильности гипотезы Коганэи Ёсикиё. Благодаря этим работам ученый стал известен не только у себя на родине - в Японии, но и получил широкое международное признание. К сожалению, в России имя Коганэи Ёсикиё, как и материалы его исследований, долгое время были известны лишь очень узкому кругу специалистов-антропологов, да и то, главным образом, в связи с проблемой происхождения айнов.

 

Прокофьев М. М. Японские ученые - исследователи Южного Сахалина и Курильских островов (конец XIX - первая половина XX вв.). Кн. 1. - 2006. – С.5-9