Пилсудский Бронислав Осипович (1866–1918)

Польский деятель революционного движения и этнограф.

Бронислав Осипович Пилсудский родился в местечке Зулово Виленской губернии в семье состоятельного польского дворянина. В сентябре 1885 года он уезжает в г. Петербург и поступает на юридический факультет.

Бронислав Пилсудский, двадцатилетний студент-юрист, стал участником подготовки покушения на императора Александра III. Руководителем террористической группы «Народная воля» был студент Петербургского университета – Александр Ульянов, брат Владимира Ленина, который продал свою золотую медаль отличника симбирской гимназии, чтобы на вырученные деньги изготовить бомбу для царя. Пилсудский помогал Ульянову доставать азотную кислоту, с помощью которой Александр Ильич варил динамит на конспиративной квартире.

Первого марта 1887 года пятеро заговорщиков с тремя метательными снарядами вышли на Невский проспект в ожидании проезда царского экипажа. Все они были арестованы. Военный суд, состоявшийся в конце апреля того же года, приговорил всю группу к смертной казни. После оглашения приговора, Пилсудский, как и остальные осужденные, написал прошение о помиловании на имя Александра III. Смертную казнь заменили 15-ю годами сахалинской каторги. Так Пилсудский в составе партии каторжан был доставлен на Сахалин через Суэцкий канал и Индийский океан пароходом «Нижний Новгород».

На Сахалине Пилсудского заключили в тюрьму, где он провел шесть лет. И. П. Ювачев, вспоминал, что Пилсудский выделялся из общей массы, он был образован, «мягче сердцем» и среди заключенных пользовался «наибольшей симпатией».

Бронислав Осипович выполняет тяжелую работу на сахалинском лесоповале — он плотник. Благодаря знаниям и опыту Пилсудского тюремное начальство доверяет ему управление полицейской канцелярией и метеорологические исследования. Кроме того, он занимается обучением местных детей. Преподает им математику, русский язык, чтение.

Вспоминая о поиске своего нового пути, Пилсудский писал, что чувствует себя изгнанником и «естественно, чувствовал влечение к туземцам, единственно питавшим привязанность к этому краю…». Влечение к коренному населению Сахалина перерастает в устойчивый интерес к этнографии. Всё началось с того, что Пилсудский встретил людей ещё более бесправных, чем он сам, – это были айны, древний народ Сахалина, неожиданно для себя оказавшиеся подданными Российской империи. После отбытия срока ему было разрешено жить на съемной квартире в статусе ссыльнопоселенца. Как «административный работник» он пользуется большей свободой, чем остальные ссыльные.

Бронислав Осипович начал изучать айнский язык, чтобы записывать легенды этого бесписьменного народа. Занимался сбором фольклора нивхов, ороков, айнов. Свои исследования он проводил, вооруженный новейшими технологиями XIX века. Из Петербурга ему прислали фотоаппарат и фонограф. Пилсудский сумел собрать огромный материал, ставший основой для его научных работ. Статья «Нужды и потребности сахалинских гиляков», опубликованная в «Записках Приамурского отдела Русского географического общества» в 1898 г., вызвала большой резонанс в общественных и научных кругах Дальнего Востока.

В 1899 г. Бронислав Осипович Пилсудский переехал во Владивосток для работы в музее Общества. В 1902 г. для сбора этнографических коллекций у айнов и ороков по командировке Академии наук снова возвратился на Сахалин. По материалам исследований были написаны работы: «Аборигены Сахалина», «Из поездки к орокам Сахалина в 1904 г.», «Проект правил об устройстве управления айнов о. Сахалина» и др. Эти работы принесли ему известность как этнографу и исследователю народов Сахалина. Ученый занимался также устройством первых айнских школ на юге Сахалина. Успешно работавшие школы для детей айнов были открыты им в селениях Найбучи, Маука, Найеро, Сиянцы.

Во время очередной экспедиции по Сахалину Пилсудский провел зиму в айнской деревне Ай-котан, где сблизился с семьей деревенского старосты. Он сделал предложение племяннице старосты, и та ответила согласием. Но когда Пилсудский получил от властей разрешение выехать в Японию, отец жены не разрешил Чухсанме покидать селение с мужем. В 1905 г. Б. О. Пилсудский, отбыв срок наказания, покинул Дальний Восток.

Жил и работал в Японии, Польше, Швейцарии и т. д. Но жизнь в Европе складывалась трудно. Являясь известным специалистом по этнографии коренных народов Сахалина, он не смог получить работу ни в одном европейском университете. Однако его научные статьи были опубликованы во Франции, Англии, России, Японии, Швейцарии, Австрии, США. Умер 17 мая 1918 г. в Париже. Сегодня рукописи Бронислава Осиповича хранятся в следующих государственных архивах: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный исторический архив (г. Москва), Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (г. Владивосток), Государственный архив Иркутской области. Немало важных биографических сведений об ученом и его трудах было получено при изучении документов личных фондов, сосредоточенных в Петербургском филиале архива РАН, Русском географическом обществе (г. Санкт-Петербург) и его филиале (г. Владивосток), а также в архивах, библиотеках и научно-исследовательских центрах Польши, Австрии, Франции, Германии, Нидерландов, Японии, США и других.

Наследие ученого активно изучается в Институте наследия Бронислава Пилсудского в Южно-Сахалинске. Результаты исследований публикуются в «Известиях Института наследия Бронислава Пилсудского». В этих изданиях представлены все основные направления научной деятельности Института. Он концентрирует в себе всю имеющуюся в мире информацию о жизни, деятельности и научном наследии Б. О. Пилсудского, его современников и материалы по истории, археологии, этнографии и фольклору коренных малочисленных народов Севера, населяющих остров Сахалин.

Памятник Б. О. Пилсудскому на территории Сахалинского областного краеведческого музея. г. Южно-Сахалинск. Установлен в 1991 г.

 

Источник:

Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2016 год / Сахалин. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; сост. Чен Ден Сук. – Южно-Сахалинск, 2015. – С. 154–155.