Штернберг Лев Яковлевич (1861–1927)

Крупнейший исследователь народов Сахалина, Приамурья и Приморья, в особенности нивхов(гиляков), орочей и айнов; внёс значительный вклад в изучение первобытной религии.

В молодости Штернберг не думал о научной деятельности. Еще на гимназической скамье он мечтал отдать всю свою жизнь «на благо народа». После обучения в раввинском училище и Житомирской классической гимназии в 1881 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Вступил в «Народную волю».

В 1882 г. за участие в студенческих беспорядках выслан на родину. В 1883 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году стал одним из организаторов нелегального съезда «Народной воли» в Екатеринославе, был арестован и в 1886 г., после трехлетнего пребывания в одесской центральной тюрьме, выслан на 10 лет на Сахалин.

За выступление в защиту товарища перед военным губернатором генерал-лейтенантом М. Н. Ляпуновым, Штернберг подвергся вторичной ссылке в еще более отдаленные места. Здесь он впервые встретился с нивхами (гиляками) и начал исследовать их быт. Ему удалось изучить общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов, сахалинских и амурских, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть и подробно описать классификаторскую систему родства, пережитки группового брака у гиляков и орочей. В 1894 г. совершил путешествие на крайний север Сахалина, частью на лодке, частью пешком, дал физико-географическое описание пройденного маршрута и собрал богатый этнографический материал. В ходе раскопок на Тыковской косе он впервые сделал находки каменных орудий на территории гиляцкой оседлости.

Его работы о гиляках впервые были напечатаны в «Этнографическом обозрении» 1893, 1894, 1901 и 1903 гг. и обратили на себя внимание коллег. Заметка в «Русских ведомостях» о групповом браке у нивхов (14.10.1892) привлекла внимание Ф. Энгельса. В 1897 г.

Императорская Санкт-Петербургская академия наук возбудила ходатайство о возвращении Штернберга из ссылки. В том же году он досрочно вернулся в Житомир и женился на С.А. Ратнер. Уже через год, в 1898 г., представил через академиков К.Г. Залемана и В. В. Радлова для напечатания свою работу «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора». В 1901 г. приглашен волонтером в МАЭ. В следующем году, получив диплом об окончании Петербургского университета, Л.Я. Штернберг зачислен в штат МАЭ, где работает вплоть до своей кончины. Для того чтобы принять его Академия наук выхлопотала бывшему ссыльному трехмесячное право жительства в столице: «и каждые три месяца акад. В.В. Радлов или акад. К.Г. Залеман отправлялись в тогдашнее Охранное отделение хлопотать о продлении разрешения. Дело в том, что на Льве Яковлевиче лежало тогда два несмываемых «позорных пятна»: он был революционер, политический преступник, а во-вторых, еврей, еврей без диплома высшего учебного заведения».

За время работы в МАЭ Л. Я. Штернберг неоднократно выезжал за границу для установления связей между МАЭ и зарубежными этнографическими музеями и научными центрами. В 1904 г. начинает читать в МАЭ курсы лекций по этнографии. В 1910 г. он совершил экспедицию на Амур, откуда привез богатые коллекции. В 1915 г. принял активное участие в организации в Петрограде Высших географических курсов. В 1917 г. состоял председателем Сибирской Подкомиссии по составлению этнографической карты России при Географическом обществе, а с 1920 – председателем Сибирского отдела Комиссии по изучению племенного состава населения СССР. Является одним из основателей Ленинградского рабфака северных народностей, ныне Институт народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. Профессор Петроградского университета (1918). В 1920-х гг. Л. Я. Штернберг преподает этнографию в Ленинградском государственном университете. Был создателем научной экспозиции МАЭ в послереволюционные годы, активно выступал за сохранение МАЭ как комплексного музейно-научного учреждения и против передачи в Государственный Эрмитаж историко-археологических коллекций из Китайского Туркестана.

Этапным стало участие Штернберга в 1926 г. в 3-м Тихоокеанском конгрессе (Токио). Поддержал Февральскую революцию и резко выступал против «контрреволюционеров слева» (большевиков). Арестован в феврале 1921 г. ходе Кронштадского восстания, освобожден по ходатайству Максима Горького. Был председателем Еврейского историко-этнографического общества, при котором, по его инициативе и при его активном участии, был организован Еврейский музей. Похоронен на Еврейском Преображенском кладбище. Надгробный памятник венчает надпись «Все человечество едино».

Коллекция Л. Я. Штернберга из электронной базы данных Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

Антропологический снимок: женщина (фас). Нивхи. Сахалинская область, с. Славо, конец XIX - начало XX вв.
Антропологический снимок: мужчина (фас). Нанайцы. Хабаровский край, Нанайский р-он, с. Дада, конец XIX - начало XX вв.
Девушка, играющая на скрипке. Нивхи. Сахалинская область, с. Славо. Начало XX в.
Девушка, играющая в мимическую игру. Нивхи. Сахалинская область, с. Славо. Начало XX в.
Место, где происходил Медвежий праздник. Нивхи. Сахалинская область, с. Славо, конец XIX - начало XX вв.
Штернберг Л. Я. Среди гиляков на Сахалине. Фонды СОКМ, КП-62-1.
Место, где происходил Медвежий праздник. Нивхи. Сахалинская область, с. Славо, конец XIX - начало XX вв.
 
 

Как исследователь народов Дальнего Востока

Изучению народов Дальнего Востока Л. Я. Штернберг посвятил значительную часть своей жизни. Его научная деятельность, докладом об «Айнской проблеме» в Академии наук СССР (в 1927 г.), по возвращении с III Тихоокеанского конгресса в Токио, она так преждевременно закончилась.

С первым «инородцем» Штернберг встретился в посту Александровском. Очень скоро, через шесть месяцев после этой встречи с гиляцким шаманом, сахалинская администрация «позаботилась» дать Штернбергу возможность изучать гиляков. 

К более широкому и систематическому изучению гиляков Штернберг приступил в начале февраля 1891 г., когда администрация, узнав о его занятиях с гиляками, предложила ему произвести посемейную перепись северо-западных гиляков Сахалина, от селения Аркыво до мыса Марии. Во время этого путешествия Штернберг открыл у гиляков групповой брак и классификаторскую систему родства. Параллельно с этим он тщательно изучил родовые установления и религиозные воззрения гиляков. Уместно отметить, что перед началом своих научных исследований он не имел даже возможности ознакомиться с основными трудами того времени по этнографии Дальнего Востока.

После обследования гиляков северо-западного побережья следует ряд других его путешествий, давших в результате полное изучение в этнографическом отношении всего Сахалина.

В 1895 г. Штернберг получил разрешение переехать на время с научной целью с Сахалина на материк, но при условии передвижения в ограниченном районе, точно определенном администрацией.

За время пребывания у орочей Штернберг посетил их селения в Императорской гавани и в бухтах Уи и Дюанка, с. Дату, все селения по реке Тумни до Мули-дата и во время экспедиции встречался с орочами и более отдаленных районов. Закончив обследование орочей, Штернберг в августе того же года отправился из Императорской гавани в низовья Амура, где на ряду с изучением гиляков знакомился с ольчами.

В мае 1897 г. Штернберг, попав под амнистию, согласно манифесту 1895 г., досрочно покинул Сахалин и выехал на родину, получив в придачу 3 года гласного надзора полиции. Таким образом за восьмилетнее пребывание в ссылке Штернберг подробно исследовал общественный строй, религиозные воззрения и обычное право гиляков сахалинских и амурских и, кроме того, основательно изучил гиляцкий язык и фольклор.

После путешествия 1896 г. целых 13 лет длился перерыв в экспедиционной деятельности Штернберга. Лишь в 1910 г. по командировке Русского комитета по изучению Восточной и Средней Азии Штернбергу удалось вновь проехать на Амур и Сахалин, теперь уже в качестве признанного ученого. Главной целью этой экспедиции было продолжение его прежних лингвистических и этнографических работ среди гиляков низовьев Амура и о. Сахалина. Большая часть, экспедиционного времени ушла на изучение гольдов и на попутное знакомство с негидальцами, анюйскими удэ (по его тогдашней терминологии орочонами) и ольчами. Этой экспедицией Штернберг закончил полевое изучение народов Амурского бассейна и Сахалина.

Работы Штернберга по гилякам распадаются на две группы: одна из них отведена вопросам социального строя и религиозных верований, другая – фольклору и языку. Из работ первой группы основными являются: «Сахалинские гиляки», «Гиляки», «Турано-ганованская система и народы северо-восточной Азии» и «Социальная организация гиляков». 

Новизна и большая теоретическая значимость материала «Сахалинских гиляков» вызвали всеобщее внимание в научных кругах, интересующихся историей первобытного общества. Этой работой заинтересовался также и Фридрих Энгельс, тщательно следивший за русской политической и общественно-научной литературой, и поместил в «Die Neue Zeitung» полный перевод газетного отчета о работе Штернберга со своими вступительными замечаниями.

Своим открытием Штернберг заполнил пробел в научной литературе по первобытным общественным отношениям, не имевшей никаких данных о социальном строе и половых нормах у приамурских народов.

С большой обстоятельностью Штернберг выявил родовой характер группового брака гиляков, а также установил принципы трех- и четырехродовой фратрии. Далее, в работах Штернберга дана яркая картина родового быта гиляков и основных норм обычного права.

Вторую группу работ Штернберга по гиляковедению составляют «Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора» и «Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора», сюда же относится конспект доклада на XIV конгрессе американистов в Штутгарте, где он доказывает грамматическое сходство гиляцкого языка с некоторыми языками американских индейцев. Появившиеся в свет данные по гиляцкому фольклору и языку составляют лишь часть собранного им материала. Он при жизни так и не собрался выпустить гиляцкую грамматику, словарь и дополнительные фольклорные материалы, но и то, что им опубликовано по изучению этого исключительно трудного языка вместе с указанными выше открытиями по изучению родового и семейного строя гиляков, настолько значительно, что в истории этнологии и лингвистики за Штернбергом по праву останется имя крупнейшего гиляковеда и первого серьезного исследователя и знатока гиляцкого языка.

Следующую область работы Штернберга, как дальневосточного этнолога, представляло изучение тунгусо-манджурских народов. Из коренного населения Амурского' края он прежде всего обследовал орочей Татарского пролива. И хотя он уделил им всего один месяц, он и тут успел сделать ряд важных наблюдений и открытий, которые и опубликовал в статье «Орочи Татарского пролива». И у орочей он нашел групповой брак и классифика- торскую систему родства, но при этом он в их брачных нормах обнаружил черты, указывающие на более раннюю стадию по сравнению с гиляцкими. В этой работе, впервые в этнографической литературе, дано описание орочского рода.

Позныхова А. И.

 

Сфера научных интересов: История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; этнорелигиоведение; этномузееведение.

Основные научные достижения: Внёс значительный вклад в исследование различных аспектов первобытной религиозности, в изучение этнографии нивхов, сахалинских и амурских айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей. Стал (наряду с В .Г. Богоразом) создателем и главой Ленинградской школы этнографии. Его научными воспитанниками являются: Н. П. Дыренкова, Е. П. Крейнович, Г. Н. Прокофьев, Г. М. Василевич, С. В. Иванов, Л. Э. Каруновская, С. М. Абрамзон, Л. П. Потапов, А. А. Попов и другие.

Членство в научных организациях и союзах: Член-корреспондент АН СССР по отделу палеоазиатских народов (1924).

Основные публикации:

  • Материалы по изучению гиляцкого языка и фольклора. Т. 1. Образцы народной словесности. Ч. 1. Эпос. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1908. 252 с.;
  • Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933;
  • Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936;

Источники:

1. Алькор, Я. П. Штенберг Л. Я. как исследователь народов Дальнего Востока // Штернберг, Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. – Хабаровск : Дальгиз, 1933. – С. 5–21.

2. Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2021 год / Сахалин. обл. универс. науч. б-ка, Отд. краеведения ; Г. М. Нефёдова, Н. Н. Толстякова. – Южно-Сахалинск, 2020. – С. 35–37.

3. Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. – Санкт-Петербург, 2012. – 336 с.