Тири Масихо (1909-1961)

Айн - исследователь языка и фольклора айнов.

Выходец из многодетной айнской семьи, он рано познал невзгоды и лишения, которым подвергался его многострадальный народ, чтобы отстоять свое место под солнцем. Детские годы Тири Масихо прошли в небольшом городке Ноборибэцу, расположенном на тихоокеанском побережье о. Хоккайдо на севере Японии. У родителей он был вторым ребенком (из семи детей) в семье. Уже тогда Масихо был окружен любовью, заботой и вниманием близких, дорогих его сердцу людей. В его воспитании большую роль сыграла мама – Нами. Она научила Тири почитать старших, быть добрым, внимательным и отзывчивым к людям. Новые штрихи к портрету Тири Масихо добавляет его жена Миэ Хагинака: «После смерти Тири его многие критиковали, но все отмечали, что он был честный и добрый человек. Особенно женщины помнили его веселый смех и шутки. С женщинами Тири всегда был вежлив и предупредителен. Речь его была богата разными афоризмами и поговорками. Он никогда не выпячивался в разговоре. В детстве его научила так вести себя мама. ...Она была христианкой, посещала церковь в Хакодатэ. Но сын не стал верующим. Мама не навязывала сыну свою веру. Она говорила: «Ты выберешь свою дорогу сам». Это была «умная и почитаемая женщина».

Тири Масихо рос в семье, где дома все говорили по-айнски. Именно тогда он впервые услышал от мамы легенды, мифы и предания своего народа, которые глубоко запали ему в душу. Позднее он вспоминал: «Долгими ночами старики не спеша рассказывали древние легенды и мифы. Их я запомнил и самые интересные записал». Много лет спустя часть из них была литературно обработана и опубликована Тири Масихо в своей первой книжке «Божественный меч гор», увидевшей свет в 1927 г., когда ему исполнилось 18 лет.

Но счастливые беззаботные годы детства незаметно прошли. В апреле 1915 г. в возрасте 6 лет родители отдают маленького, но довольно смышленого не по годам Масихо в младшую школу города Ноборибэцу. Уже в то время он заметно выделялся по уровню интеллекта среди своих сверстников. Так, старшая сестра Тири Масихо - Тири Юкиэ (1903-1922) во время учебы брата в Асахигава, как и многие, близко знавшие его тогда, отмечала, что у него была «светлая голова». В дальнейшем эти задатки были замечены и развиты первыми учителями Тири Масихо: японскими учеными-айноведами - Киндаити Кёсуке и Сугияма Суэо. Время, потраченное ими, не пропало даром. Юноша показал выдающиеся способности в учебе и науках. Но наиболее феноменальных успехов Тири Масихо достиг в лингвистике и особенно в изучении языка и фольклора айнов Хоккайдо и Южного Сахалина (Карафуто). С годами этот интерес не только не ослабел, а наоборот - еще более усилился. Ведь в то время степень изученности айнского языка, его фонетической структуры и грамматики, несмотря на усилия английских миссионеров, русских, собственно японских ученых и других, оставались не на том должном уровне, который он должен был занимать в мировой лингвистической иерархии. Тири Масихо - выходец из айнской среды, первый среди своих соплеменников получил ученую степень доктора наук. Изучение айнского языка, а также богатейшего национального наследия (эпоса, мифов, легенд, преданий и сказок), составляющего святая святых айнов - сокровищницу, оставленную его предками в наследство своему народу и передаваемую из уст в уста от одного поколения к другому, - стало для него делом всей жизни.

По окончании начальной школы в г. Ноборибэцу в марте 1921 г. Тири Масихо делает попытку поступить в муниципальную среднюю школу города Асахигава, но не смог сдать вступительных экзаменов. Казалось бы, как такое могло произойти, учитывая, что Тири Масихо был самым лучшим среди своих сверстников и обладал большой эрудицией? Причин тому несколько: во-первых, в те годы Асахигава считался городом военных, и попасть в то учебное заведение, в которое стремился Тири Масихо, было не так-то просто. Во-вторых, в положении, в котором оказался тогда Тири Масихо (он ведь происходил из айнской семьи), это было почти невозможно. В то время приоритет при поступлении неизменно отдавался детям военных. Но Тири Масихо не отчаивается. Чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации, в апреле он подает документы в другое учебное заведение - младшую школу Китамои в Асахигава, куда и был принят.

Тири Масихо не случайно так настойчиво добивался возможности учиться именно в этом городе. Здесь жила его родная тетя Каннари Мацу - носительница фольклора и традиций айнов, которая приходилась дочерью хранительницы айнских сказаний Монащино Уку. В ее семье с детских лет росла старшая сестра Тири Масихо - Юкиэ. Именно здесь в 1919 г. у Юкиэ произошла памятная встреча с известным японским ученым-айноведом, профессором Хоккайдского университета Киндаити Кёсуке, специально приезжавшим после торжеств по случаю празднования 50-летия освоения Хоккайдо из Саппоро в Асахигава, чтобы навестить айнскую сказительницу Монащино Уку. Тогда-то Юкиэ впервые «услышала от ученого, что айнские мифы и предания являются важнейшими в литературе страны». Эти слова настолько глубоко запали в душу 16-летней девушки, что к приезду своего брата она решает посвятить свою жизнь сбору айнского фольклора и делает первые конкретные шаги к претворению намеченного. Часть из записанных ею айнских преданий и мифов она, заручившись поддержкой Киндаити Кёсуке, вскоре пересылает своему учителю в Токио. Однако смерть подкралась незаметно. 18 сентября 1922 г. Тири Юкиэ не стало. Так, в начале своего пути, ушла из жизни одна из самых молодых (ей было тогда 19 лет), необычайно талантливая собирательница айнского фольклора, которой прочили большое будущее.

Осенью 1922 г., сразу после получения трагического известия о смерти своей старшей сестры, Тири Масихо решается перевестись из Асахигава в младшую школу г. Ноборибэцу, чтобы в столь тяжелое для семьи время быть рядом с родителями и разделить с ними горе. По окончании школы первой ступени Тири Масихо в 1923 г. был вынужден вновь покинуть родительский дом. Он уезжает в портовый г. Муроран, расположенный на берегу живописной Вулканической бухты, где до 1926 г. учился в гимназии. Но не проходит и года, как здесь, в Муроране, в память о своей старшей сестре, Тири Масихо выпускает свой первый сборник айнских мифов «Божественный меч гор». В своем выпускном сочинении Тири Масихо писал, что в будущем хотел бы стать лингвистом-языковедом. Этим своим мечтам он старался следовать всегда и, невзирая на болезнь сердца, которая с каждым годом все острее давала о себе знать, упорно шел к намеченной цели. Тири Масихо много и настойчиво работал над собой, чтобы в совершенстве овладеть всей суммой знаний, передаваемой ему школьными учителями. По окончании гимназии в возрасте 20 лет Тири Масихо ненадолго поступает на службу в управу уезда Поробэцу. Тогда же Киндаити Кёсуке советует родителям отправить Тири Масихо для продолжения образования в столицу. Родители вняли совету ученого.

Несмотря на непростое материальное положение в семье, они отправляют сына в Токио. Там до февраля 1930 г. он жил на квартире у своего учителя, где усиленно занимался подготовкой к экзаменам. В апреле, успешно сдав все экзамены, Тири Масихо был зачислен в колледж. После его окончания Тири Масихо непродолжительное время был учеником офицера ВМФ Накадзима. В 1933 г. по настоянию Киндаити Кёсуке Тири Масихо подает документы в Токийский императорский университет. Серьезная подготовка принесла свои плоды. Тири Масихо успешно сдает все экзамены и становится студентом факультета литературы. На факультете Тири Масихо поначалу специализировался на отделении английской литературы. Но уже в марте следующего года он отправляется в свою первую этнографическую экспедицию в поселок Сираой, находящийся на тихоокеанском побережье Хоккайдо, с целью сбора материалов по фольклору айнов. Эта экспедиция помогла ему окончательно определиться в выборе профессии. По возвращении он, совершенно неожиданно для своих сокурсников, подает заявление руководству университета о переводе его на отделение языкознания, которое было внимательно рассмотрено и удовлетворено.

Темой для своей дипломной работы, блестяще защищенной в 1935 г., Тири Масихо избирает «Грамматику айнского языка». Она на долгие годы предопределила интерес будущего учёного к одной из самых сложных, но весьма перспективных отраслей языкознания. Незадолго перед окончанием университета Тири Масихо была подготовлена и опубликована совместно с Киндаити Кёсуке книга «Правила языка айнов». Она вышла из печати в Токийском издательстве «Иванами» в 1935 г. В последующие два года у Тири Масихо в издательстве «Ачикк Мюдзеам» в Токио выходит из печати двухтомник его работ. В 1-й том, опубликованный в 1936 г., вошли «Сведения об этнографических исследованиях айнов», а во 2-й том (1937 г.) - «Исследования по айнскому фольклору (загадки, устные сказания, песни)». Не всякий студент (даже по нынешним меркам) способен справиться с научной работой такого высокого ранга. Все это свидетельствует о незаурядном таланте Тири Масихо, как исследователя фольклора айнов.

В марте 1937 г. Тири Масихо оканчивает Токийский университет и в апреле поступает в аспирантуру при нем. В этом же году в Токио был переиздан один из его самых ранних сборников, посвященных фольклору айнов, - «Божественный меч гор», опубликованный 10 лет назад в Асахигава. В июне у Тири Масихо произошло важное в жизни событие: он женится. Год учебы в аспирантуре пролетел незаметно. Но средств на содержание семьи и продолжение обучения в аспирантуре катастрофически не хватало. Чтобы выйти из столь затруднительного положения, Тири Масихо принимает единственно верное в тех условиях решение - найти такую для себя работу, которая помогла бы решить материальную сторону вопроса. Поиски привели его в компанию «Сансёто», где ему была предложена должность сотрудника, и он дает на то свое согласие. С 7 июля 1938 г. началась его трудовая деятельность. В сентябре того же года в жизни молодой семьи Тири произошло еще одно радостное событие - рождение первой дочери. С ее появлением хлопот заметно прибавилось. Но это были поистине счастливые для Тири Масихо дни. Так, в повседневных хлопотах и заботах прошли два года. Весной 1939 года (без отрыва от работы в компании) Тири Масихо заканчивает аспирантуру. Лишь в июне следующего года он увольняется из компании и уезжает на Карафуто (Южный Сахалин).

В г. Тоёхара (Южно-Сахалинск) судьба свела Тири Масихо с уже известным тогда в научных кругах Японии ученым-фармакологом и археологом Вада Бундзиро, работавшим в те годы главным врачом центральной больницы и профессором медицинского колледжа города. Он, как и Тири Масихо, все свободное время (преимущественно по выходным дням, т.к. другого времени у него просто не оставалось) посвящал научной работе. Поначалу Вада Бундзиро как специалиста-медика необычайно заинтересовали нервнопаралитические свойства яда – аконита, извлекаемого айнами из растения борца, повсеместно произрастающего на Карафуто. И этот интерес вполне объясним. Общность научных интересов настолько сблизила ученых, что они не раз предпринимали поездки в уезды Рутака (Анивский район) и Одомари (Корсаковский район) для проведения совместных научных исследований среди айнов. Во время этих поездок, как пишет в одном из своих писем к автору данного очерка сын Вада Бундзиро Вада Кан, «они записывали айнские мифы, легенды и особенно медицинскую терминологию от айнских информаторов». По итогам работ на свет появилась целая серия научных статей, написанных Тири Масихо совместно с Вада Бундзиро.

На Южном Сахалине в ноябре 1940 г. у Тири Масихо появилась на свет вторая дочь. Конечно, работа в училище поглощала все время. На работу вне стен училища и собственно для проведения этнолингвистических исследований среди айнов оставались лишь выходные дни и отпуск. Так что можно себе представить, каким напряженным был график работ ученого. На полноценный отдых времени практически не оставалось. А если учесть, что у Тири Масихо была хроническая болезнь сердца, то он буквально работал на пределе своих сил, стараясь охватить как можно больший круг айнов-информаторов. И, судя по вышедшим в те годы и по возвращении на Хоккайдо публикациям, это ему блестяще удалось.

В жизни Тири Масихо 1942 г. оказался знаменателен еще одним важным событием. В издательстве «Хэйбонся» в Токио выходит из печати его новая монография «Грамматика айнского языка», написанная совместно с учителем Киндаити Кёсуке. Но из-за болезни сердца, которая все острее давала о себе знать, Тири Масихо был вынужден в 1943 г. оставить работу в гимназии и возвратиться обратно на Хоккайдо. На первых порах он поселяется с семьей в своем родном городе Ноборибэцу, где каждая улочка, каждый дом были очень хорошо знакомы и необычайно дороги его сердцу. Они вновь напомнили ему о тех радостных и счастливых днях детства. К огорчению Тири Масихо, найти в городе работу по специальности оказалось не таким уж простым делом. Поэтому некоторое время спустя Тири Масихо уезжает в г. Саппоро и первым делом обращается в Хоккайдский университет. Однако к тому времени все вакансии в университете уже были заняты, и его, как специалиста в изучении айнского языка, временно зачисляют на должность внештатного сотрудника отдела северных культур. Осень порадовала Тири Масихо рождением сына, которого они с женой так долго ждали. Но Карафуто, как магнит, неотвратимо тянул его к себе. Ведь многое из задуманного тогда так и не удалось выполнить до конца. Эти свои задумки Тири Масихо и намеревался реализовать в ходе своей очередной (и как показало время - последней в военный период) этнографической экспедиции на Карафуто, состоявшейся в июле-августе 1944 г. Экспедиция оказалась на редкость плодотворной в научном плане. Результаты ее впечатляют. Среди огромного массива полевых материалов, записанных Тири Масихо, исключительный интерес представляют сказки айнов Карафуто, составившие впоследствии его золотой фонд. Часть из них, по завершении литературной обработки, была передана ученым в редакцию «Вестника Музея губернаторства Карафуто». Он вышел в г Тоёхара в 1944 г. Это оказалсяпоследний выпуск музейного журнала, где были опубликованы айнские материалы Тири Масихо.

До последних дней своей жизни, когда болезнь отступала, Тири Масихо находил в себе силы вести преподавательскую работу в Хоккайдском университете, где он был избран профессором. Можно лишь подивиться, с каким терпением и упорством он стойко преодолевал все удары судьбы и не пал духом. И велика заслуга в этом его жены - Миэ Хагинака. В самое трудное для Тири Масихо время, когда он был прикован к постели, она окружила его такой заботой и вниманием, какая бывает только у нежно любящих друг друга людей. «Лежа в больнице, Тири написал еще одну рукопись. Это было предисловие к работе его ученика Ямада Хидэдзо - «Справочник айнских топонимов Тохоку и Хоккайдо». 9 июня 1961 г. Тири Масихо умирает на руках своей жены. Последними его словами были: «До свидания». За выдающиеся заслуги в познании духовной культуры айнского народа Указом императора Японии Тири Масихо посмертно был награжден орденом. Эта высокая награда вместе с грамотой была вручена его вдове Миэ Хагинака. Она тут же отвезла ее маме Тири Масихо - Нами, проживавшей в г. Ноборибэцу, где родился и вырос первый в истории японского государства айн - ученый-лингвист, отдавший свою жизнь изучению айнов Хоккайдо и Южного Сахалина.