Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина

Нанайцы

Духовые инструменты

Флейтовые

Пиокиан — продольная свкстковая флейта из кости. Имеет 4 игровых отверстия. Ствол ее не­редко украшается резьбой.

Язычковые

Холгоктама-пиокиан — инструмент из камыша, длиной около 170 мм. Вверху, вблизи узла, закры­вающего канал, на стволе делается надрезной язычок, а в нижней части вырезаются 4 игровых отверстия.

Звукоряд холгоктама-пиокиан диатонический, в объеме квинты.

Мундштучные

Марако — манок на лося. Представляет собой трубку, скрученную из берестяной ленты. Для боль­шей прочности по бокам трубки в продольном направлении привязываются две деревянные план­ки. Перед игрой инструмент смачивается водой.

На марако извлекают звуки, очень похожие на крик лося.

Струнные инструменты

Смычковые

Дучэкэ — однострунный инструмент типа бу­рятского хучира. Корпус цилиндрический (из бересты), верх его закрыт кожаной мембраной, нижняя сторона открытая. Шейка круглая, нижний конец ее проходит сквозь корпус (близ мембраны), в верхний вставляется колок. Струна из пряди конского волоса. Смычок лукообразный. При игре дучэкэ держат вертикально, опирая корпус о колено.

Самозвучащие инструменты

Щипковые

Муэнэ — обычного типа железный кованый варган с приклепанным стальным язычком.

Конка, конкай — варган в виде жестяной или деревянной пластинки, с надрезным игловидным язычком.

 

Нивхи

Духовые инструменты

Флейтовые

Пивс — продольная открытая флейта из кости, длиной 80 — 200 мм, с 3 — 6 и более игровыми от­верстиями; иногда их делали парными. В настоя­щее время пивс почти вышел из употребления.

Струнные инструменты

Щипковые

Тыгрык — трехструнный инструмент. Корпус деревянный, долбленый, овальной формы, дека деревянная, иногда украшенная орнаментом. Дли­на тыгрыка около 650 мм. В настоящее время он почти полностью вышел из употребления.

Смычковые

Тыгрык, тынгрынг, тынгры — однострунный инструмент, близкий по устройству к нанайской дучэкэ и бурятскому хучиру. Корпус цилин­дрический (диаметр его приблизительно вдвое меньше высоты), из древесины, коры и из подруч­ного материала, например из старой консервной банки. Сквозь корпус пропускается деревянная шейка длиной около 1000 мм. Нижний конец ее, выступающий из корпуса на 150-200 мм, служит ножкой. Смычок прямой, со слегка изогнутым концом.

Самозвучащие инструменты

Щипковые

Хозон, канга, вычранга – варган. Встречается трех видов: хозон первого вида представляет собой узкую медную пластинку, один конец которой шире, чем другой. В центре ее вырезан конический язычок. У его основания на противоположном конце инструмента имеются отверстия. В них продета нитка, за которую слегка подергивают при игре; хозон второго вида деревянный или бамбу­ковый. От аналогичных инструментов других на­родов Сибири отличается тем, что в широкой части язычка, вблизи его середины, вбивается ма­ленький тонкий гвоздик, за который задевают пальцем при игре; хозон третьего вида желез­ный, кованый — подковка с тонким стальным язычком.

На хозоне играют в часы досуга. Некоторые исполнители в игре на хозоне достигают значи­тельного совершенства. В прошлом инструмент был широко распространен. В настоящее время он встречается несколько реже.

Ударные

Частигре, частигр, тугузир — род деревянного била, подобного удядёпу ульчей. Состоит из бревна (час – бить, колотить; тигр – бревно) и набора 10-12 деревянных палочек. Предназначен­ный для изготовления инструмента обрубок ствола очищается от коры и хорошо просушивается. На одном из его концов вырезается подобие медве­жьей головы. Длина бревна около 2000-2500 мм, поперечник — 100-120 мм. На специальные козлы кладется тонкая жердь, к ней подвешивают брев­но — частигре. (Иногда его привязывают веревками к столбу.) Несколько исполнителей (женщин) уда­ряют деревянными палочками как по бревну, так и по жерди, извлекая чистые, звонкие звуки, раз­ные по «густоте» и тембру. В прошлом это был ритуальный инструмент, на котором играли во время «праздника медведя». В наши дни он находит применение в праздничные и воскресные дни – во время национальных плясок. 

Ороки

Самозвучащие инструменты

Щипковые

Кунга – варган, изготовленный из металла. Имеет обычную форму подковки с вытянутыми концами.

 

Эвенки

Духовые инструменты

Флейтовые

Пичавун - свистулька, манок на кабаргу.

Язычковые

Перпукоун — звукоподражательный инстру­мент из бересты. Небольшой кусочек ее склады­вают вдвое, получая подобие двойного языка, ко­торый берут в рот, и в образовавшуюся щель дуют. Звук перпукоуна напоминает крик козленка. Инструмент применяется охотниками для прима­нивания дикой козы. Манок того же названия на оленя эвенки делают из дерева. Раструб его — в форме бутылки с перемычкой (талией).

Мундштучные

Орёвун — берестяная труба, длиной около 700 мм. Употребляется охотниками как манок на изюбря.

Струнные инструменты

Щипковые

Кур — инструмент, напоминающий русскую балалайку. Предполагают, что название его восхо­дит к бурятскому слову «хур».

Самозвучащие инструменты

Щипковые

Кэнгипкэвун, пэнгипкэвун, конгипкэвун — обыч­ный металлический варган — подковка из железа или бронзы. Язычок стальной, приклепан­ный. Кэнгипкэвун распространен почти всюду.

Пангар, пургипкавун, тергилбакавун — дере­вянный варган. Изготовляется из длинной, узкой пластинки, по форме напоминает бутылку. Язычок широкий у основания и узкий у конца. Нитка, закрепленная у основания язычка, сравнительно недлинная, на другом ее конце привязана палочка. При игре нитку слегка натягивают и ударяют по ней пальцем правой руки. Этот старинный инстру­мент иногда встречается и в наши дни.

Кондывкон - костяной варган (нередко из кости мамонта). По форме и приемам игры сходен с пангаром.

 

Источник:

Вертков К. А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Музыка, 1975. – С. 193–196.