Музыкальные инструменты коренных народов Сахалина
Нанайцы
Духовые инструменты
Флейтовые
Пиокиан — продольная свкстковая флейта из кости. Имеет 4 игровых отверстия. Ствол ее нередко украшается резьбой.
Язычковые
Холгоктама-пиокиан — инструмент из камыша, длиной около 170 мм. Вверху, вблизи узла, закрывающего канал, на стволе делается надрезной язычок, а в нижней части вырезаются 4 игровых отверстия.
Звукоряд холгоктама-пиокиан диатонический, в объеме квинты.
Мундштучные
Марако — манок на лося. Представляет собой трубку, скрученную из берестяной ленты. Для большей прочности по бокам трубки в продольном направлении привязываются две деревянные планки. Перед игрой инструмент смачивается водой.
На марако извлекают звуки, очень похожие на крик лося.
Струнные инструменты
Смычковые
Дучэкэ — однострунный инструмент типа бурятского хучира. Корпус цилиндрический (из бересты), верх его закрыт кожаной мембраной, нижняя сторона открытая. Шейка круглая, нижний конец ее проходит сквозь корпус (близ мембраны), в верхний вставляется колок. Струна из пряди конского волоса. Смычок лукообразный. При игре дучэкэ держат вертикально, опирая корпус о колено.
Самозвучащие инструменты
Щипковые
Муэнэ — обычного типа железный кованый варган с приклепанным стальным язычком.
Конка, конкай — варган в виде жестяной или деревянной пластинки, с надрезным игловидным язычком.
Нивхи
Духовые инструменты
Флейтовые
Пивс — продольная открытая флейта из кости, длиной 80 — 200 мм, с 3 — 6 и более игровыми отверстиями; иногда их делали парными. В настоящее время пивс почти вышел из употребления.
Струнные инструменты
Щипковые
Тыгрык — трехструнный инструмент. Корпус деревянный, долбленый, овальной формы, дека деревянная, иногда украшенная орнаментом. Длина тыгрыка около 650 мм. В настоящее время он почти полностью вышел из употребления.
Смычковые
Тыгрык, тынгрынг, тынгры — однострунный инструмент, близкий по устройству к нанайской дучэкэ и бурятскому хучиру. Корпус цилиндрический (диаметр его приблизительно вдвое меньше высоты), из древесины, коры и из подручного материала, например из старой консервной банки. Сквозь корпус пропускается деревянная шейка длиной около 1000 мм. Нижний конец ее, выступающий из корпуса на 150-200 мм, служит ножкой. Смычок прямой, со слегка изогнутым концом.
Самозвучащие инструменты
Щипковые
Хозон, канга, вычранга – варган. Встречается трех видов: хозон первого вида представляет собой узкую медную пластинку, один конец которой шире, чем другой. В центре ее вырезан конический язычок. У его основания на противоположном конце инструмента имеются отверстия. В них продета нитка, за которую слегка подергивают при игре; хозон второго вида деревянный или бамбуковый. От аналогичных инструментов других народов Сибири отличается тем, что в широкой части язычка, вблизи его середины, вбивается маленький тонкий гвоздик, за который задевают пальцем при игре; хозон третьего вида железный, кованый — подковка с тонким стальным язычком.
На хозоне играют в часы досуга. Некоторые исполнители в игре на хозоне достигают значительного совершенства. В прошлом инструмент был широко распространен. В настоящее время он встречается несколько реже.
Ударные
Частигре, частигр, тугузир — род деревянного била, подобного удядёпу ульчей. Состоит из бревна (час – бить, колотить; тигр – бревно) и набора 10-12 деревянных палочек. Предназначенный для изготовления инструмента обрубок ствола очищается от коры и хорошо просушивается. На одном из его концов вырезается подобие медвежьей головы. Длина бревна около 2000-2500 мм, поперечник — 100-120 мм. На специальные козлы кладется тонкая жердь, к ней подвешивают бревно — частигре. (Иногда его привязывают веревками к столбу.) Несколько исполнителей (женщин) ударяют деревянными палочками как по бревну, так и по жерди, извлекая чистые, звонкие звуки, разные по «густоте» и тембру. В прошлом это был ритуальный инструмент, на котором играли во время «праздника медведя». В наши дни он находит применение в праздничные и воскресные дни – во время национальных плясок.
Ороки
Самозвучащие инструменты
Щипковые
Кунга – варган, изготовленный из металла. Имеет обычную форму подковки с вытянутыми концами.
Эвенки
Духовые инструменты
Флейтовые
Пичавун - свистулька, манок на кабаргу.
Язычковые
Перпукоун — звукоподражательный инструмент из бересты. Небольшой кусочек ее складывают вдвое, получая подобие двойного языка, который берут в рот, и в образовавшуюся щель дуют. Звук перпукоуна напоминает крик козленка. Инструмент применяется охотниками для приманивания дикой козы. Манок того же названия на оленя эвенки делают из дерева. Раструб его — в форме бутылки с перемычкой (талией).
Мундштучные
Орёвун — берестяная труба, длиной около 700 мм. Употребляется охотниками как манок на изюбря.
Струнные инструменты
Щипковые
Кур — инструмент, напоминающий русскую балалайку. Предполагают, что название его восходит к бурятскому слову «хур».
Самозвучащие инструменты
Щипковые
Кэнгипкэвун, пэнгипкэвун, конгипкэвун — обычный металлический варган — подковка из железа или бронзы. Язычок стальной, приклепанный. Кэнгипкэвун распространен почти всюду.
Пангар, пургипкавун, тергилбакавун — деревянный варган. Изготовляется из длинной, узкой пластинки, по форме напоминает бутылку. Язычок широкий у основания и узкий у конца. Нитка, закрепленная у основания язычка, сравнительно недлинная, на другом ее конце привязана палочка. При игре нитку слегка натягивают и ударяют по ней пальцем правой руки. Этот старинный инструмент иногда встречается и в наши дни.
Кондывкон - костяной варган (нередко из кости мамонта). По форме и приемам игры сходен с пангаром.
Источник:
Вертков К. А. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва : Музыка, 1975. – С. 193–196.