О репертуаре коллективов художественной самодеятельности нивхов Сахалина

Политика КПСС по национальному вопросу была по принципу «то тепло, то хо­лодно». То усиленно вспоминали о народах Севера (например, в 30-е годы): создавали учебники для обучения детей родным языкам, – то запрещали в школах говорить на родном языке (например, 60-е годы). Чтобы как можно ярче продемонстрировать «ус­пехи» национальной политики по отношению к народам Севера, к 60-летию СССР (1982 г.) повсеместно на периферии страны стали создаваться националь­ные коллективы худо­жественной самодея­тельности.

На Сахалине в 1980-е годы были соз­даны национальные ан­самбли: «Ларш» (Ноглики), «Пила к'ен» (Некра­совка Охинского райо­на), «Мэнгумэ илга» (Поронайск), «Кех» (Чир-Унвд Тымовского района). Отпускались огромные средства по всему северу СССР. Так, например, в мартовские дни 1982 года был проведен Всесоюзный показ самодеятельного искусства народов Севера на ВДНХ. Но нет, как говорится, худа без добра. Благодаря этой политике «по­каза» повсеместно почти в каждом северном селе появились национальные фольклор­ные коллективы. Кроме того, просматривая старые планы работ отделов культуры, видно, с каким профессиональным упорством и целеустремленностью взялись в то время за дело работники агиткультбригад (АКБ). В этом ряду хочется с чувс­твом благодарности вспом­нить работы АКБ п. Ноглики (зав. отделом культуры Л.А. Орлова и методист Т. Л. Лебедева), г. Охи (ст. ме­тодист А.С. Колосовский), с. Некрасовки (методисты А.В. Хурьюн и С. Лозовский), а в г. Южно-Сахалинске, бла­годаря усилиям Е. Г. Зеленской, был собран обширней­ший материал по фольклору и декоративно-прикладному искусству народностей Севе­ра Сахалина.

При рассмотрении репертуара коллективов художественной са­модеятельности я взяла за основу работу А. С. Колосовского «Танцы народностей Севера» (Вып. 2. Оха, 1985 г.), только добавила строки: ритуальные танцы, настунд, инс­ценировки песен, национальные песни, нивхские музыкальные инструменты и авторская песня.

Начиная с 80-х годов до наших дней, репертуар всех национальных коллективов художественной само­деятельности существенно не изме­нился, но уровень исполнения на­циональных номеров стал выше. В ритуальном танце «Тигд» неп­ревзойденной пластикой отлича­лась рано ушедшая от нас Хулк Ефросинья. Этому самобытному танцу мы учились у бабушек Лишкит и Рургук; хотя это были сестры, исполнение у каждой было разное, и у обеих переходы движения были неповторимы, движения тела плавно перетекали в движение рук.

На областных праздниках народностей Севера каждый район показывает свои достижения в национальных видах спорта, в декоративно-прикладном искусстве, художественной самодеятельности. Концерты каждого коллектива отличаются уровнем мастерства исполнителей, выдумкой постановщиков, тонкостью выполне­ния костюмов. Но самое главное – идет учеба: молодые участники внимательно смотрят выступления коллег.

В 1981 году по вызову руководства колхоза «Восток» в Ноглики приехала из­вестная по всему Крайнему Северу СССР руководитель студенческого ансамбля «Северное сияние» Татьяна Федоровна Петрова-Бытова из Ленинграда, которую попросили сделать программу «Звезда рыбака». Я как бывшая солистка «Северного сияния» помогала ей чем могла. Н. Д. Ворбон, знающая всех местных старушек, по­могала нам встречаться с ними, смотреть, как они танцуют, поют. Программа «Звез­да рыбака», составленная Петровой-Быковой, явилась основой для фольклорного ансамбля «Ларш». Летом 1982 года Т.Ф. Петрова-Бытова приехала снова в Ноглики уже с А. В. Девяткиным – бывшим солистом профессионального балета. Он поста­вил нашим мужчинам танец «Фехтование на палках», суть которого уходит в глубо­кую нивхскую древность. Ансамбль «Ларш» представлял Сахалинскую область в Москве в марте 1982 года на Всесоюзном показе самодеятельного искусства народов Севера, приуроченном к 60-летию СССР. Номер «Иты зад лерда» («давайте играть, стуча по подбородку»), ритм и движения которого показала нам О.А. Няван (с. Нек­расовка), а слова придумали мы с Н. Д. Ворбон, пользуется наибольшей популярнос­тью, как у взрослых, так и у детей. Этот номер видели не только на Сахалине, но и в Москве, Японии и Италии.

Нетрадиционные, новые танцы интересны какими-то фольклорными мотивами. Например, в танце «Плетение сетей» присутствует момент плетения веревки из крапи­вы с помощью приспособлений п'opк. Бытовой танец «По ягоды» – тем, что нивхские женщины при встрече медведя в лесу дружно отгоняли его, высоко размахивая перед ним подолом своей одежды. Сю­жетный танец «Собачья уп­ряжка», поставленный мной, отличается тем, что дети, под­ходя к привязанным собакам, окликают их нивхскими клич­ками «Т'ынрый!», «Чавр!», «Милк!» и т. д. В бытовом тан­це «Сбор крапивы» показан весь процесс изготовления ве­ревки из крапивы не только действиями-движениями жен­щин, но и словами (которые написала я). Сюжетный танец «Охота на нерпу» очень тру­ден для исполнения, потому что здесь нужна определенная физическая подготовка, надо в комбинезоне (обе ноги в мешке) волнообразными движениями по определенному рисунку передвигаться по сцене. Костюмы к нему я придумала, сшила и расписала. В Японии этот танец в испол­нении Нам Юры имел огромный успех.

По степени достоверности исполнения, мастерства показа шаманского камла­ния на сцене достойно уважения и почитания выступление Н. Д. Бельды и ее супру­га из Поронайска. Рассказчиков сказок на нивхском языке, подобных А. С. Хаджиган (с. Чир-Унвд), среди нас пока нет. Если мы хотим увидеть типично нивхскую плас­тику, услышать типично нивхскую интонацию и юмор, надо внимательно смотреть выступление Н. Пларчук (г. Поронайск) в номере «Андах умгу».

На струнном нивхском музыкальном инструменте «т'ынрын» неподражаемо иг­рали бабушки Лишкит и Лайгук (п. Ноглики), неменьшим мастерством исполнения на этом инструменте владели Ким Юн Син (баба Маша, г. Поронайск), О. А. Няван (с. Некрасовка). Современных исполнителей на этом инструменте можно пересчи­тать по пальцам: это Н. Д. Ворбон, P. M. Талина, Т. В. Саменко (Ноглики); на «за-к,ан-га» играют Юра Нам (Поронайск), Юра Подставнов (Ноглики), на «ирлы-к,анга» – О.А. Няван (Некрасовка), Н. Д. Ворбон, P.M. Талина (Ноглики), Е.С. Ниткук (Южно- Сахалинск); на инструменте «певс» играют Ю. Нам (Поронайск), Ю. Подставнов (Ноглики), молодые парни (с. Некрасовка).

Во всех коллективах художественной самодеятельности исполняют прыжки че­рез канат, но самое интересное исполнение этого номера с молодежными националь­ными играми в коллективе «Пила к'ен» (Некрасовка). 

 

Источник:

Кимова Л. Д. Нивхский фольклор: проблемы сохранения и перспективы развития // Народы и культуры Дальнего Востока: взгляд из XXI века : докл. междунар. науч. конф., посвящ. 140-летию со дня рождения Л. Я. Штернберга  (Южно-Сахалинск, 9–11 окт. 2001). – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 223–225.