О репертуаре коллективов художественной самодеятельности нивхов Сахалина
Политика КПСС по национальному вопросу была по принципу «то тепло, то холодно». То усиленно вспоминали о народах Севера (например, в 30-е годы): создавали учебники для обучения детей родным языкам, – то запрещали в школах говорить на родном языке (например, 60-е годы). Чтобы как можно ярче продемонстрировать «успехи» национальной политики по отношению к народам Севера, к 60-летию СССР (1982 г.) повсеместно на периферии страны стали создаваться национальные коллективы художественной самодеятельности.
На Сахалине в 1980-е годы были созданы национальные ансамбли: «Ларш» (Ноглики), «Пила к'ен» (Некрасовка Охинского района), «Мэнгумэ илга» (Поронайск), «Кех» (Чир-Унвд Тымовского района). Отпускались огромные средства по всему северу СССР. Так, например, в мартовские дни 1982 года был проведен Всесоюзный показ самодеятельного искусства народов Севера на ВДНХ. Но нет, как говорится, худа без добра. Благодаря этой политике «показа» повсеместно почти в каждом северном селе появились национальные фольклорные коллективы. Кроме того, просматривая старые планы работ отделов культуры, видно, с каким профессиональным упорством и целеустремленностью взялись в то время за дело работники агиткультбригад (АКБ). В этом ряду хочется с чувством благодарности вспомнить работы АКБ п. Ноглики (зав. отделом культуры Л.А. Орлова и методист Т. Л. Лебедева), г. Охи (ст. методист А.С. Колосовский), с. Некрасовки (методисты А.В. Хурьюн и С. Лозовский), а в г. Южно-Сахалинске, благодаря усилиям Е. Г. Зеленской, был собран обширнейший материал по фольклору и декоративно-прикладному искусству народностей Севера Сахалина.
При рассмотрении репертуара коллективов художественной самодеятельности я взяла за основу работу А. С. Колосовского «Танцы народностей Севера» (Вып. 2. Оха, 1985 г.), только добавила строки: ритуальные танцы, настунд, инсценировки песен, национальные песни, нивхские музыкальные инструменты и авторская песня.
Начиная с 80-х годов до наших дней, репертуар всех национальных коллективов художественной самодеятельности существенно не изменился, но уровень исполнения национальных номеров стал выше. В ритуальном танце «Тигд» непревзойденной пластикой отличалась рано ушедшая от нас Хулк Ефросинья. Этому самобытному танцу мы учились у бабушек Лишкит и Рургук; хотя это были сестры, исполнение у каждой было разное, и у обеих переходы движения были неповторимы, движения тела плавно перетекали в движение рук.
На областных праздниках народностей Севера каждый район показывает свои достижения в национальных видах спорта, в декоративно-прикладном искусстве, художественной самодеятельности. Концерты каждого коллектива отличаются уровнем мастерства исполнителей, выдумкой постановщиков, тонкостью выполнения костюмов. Но самое главное – идет учеба: молодые участники внимательно смотрят выступления коллег.
В 1981 году по вызову руководства колхоза «Восток» в Ноглики приехала известная по всему Крайнему Северу СССР руководитель студенческого ансамбля «Северное сияние» Татьяна Федоровна Петрова-Бытова из Ленинграда, которую попросили сделать программу «Звезда рыбака». Я как бывшая солистка «Северного сияния» помогала ей чем могла. Н. Д. Ворбон, знающая всех местных старушек, помогала нам встречаться с ними, смотреть, как они танцуют, поют. Программа «Звезда рыбака», составленная Петровой-Быковой, явилась основой для фольклорного ансамбля «Ларш». Летом 1982 года Т.Ф. Петрова-Бытова приехала снова в Ноглики уже с А. В. Девяткиным – бывшим солистом профессионального балета. Он поставил нашим мужчинам танец «Фехтование на палках», суть которого уходит в глубокую нивхскую древность. Ансамбль «Ларш» представлял Сахалинскую область в Москве в марте 1982 года на Всесоюзном показе самодеятельного искусства народов Севера, приуроченном к 60-летию СССР. Номер «Иты зад лерда» («давайте играть, стуча по подбородку»), ритм и движения которого показала нам О.А. Няван (с. Некрасовка), а слова придумали мы с Н. Д. Ворбон, пользуется наибольшей популярностью, как у взрослых, так и у детей. Этот номер видели не только на Сахалине, но и в Москве, Японии и Италии.
Нетрадиционные, новые танцы интересны какими-то фольклорными мотивами. Например, в танце «Плетение сетей» присутствует момент плетения веревки из крапивы с помощью приспособлений п'opк. Бытовой танец «По ягоды» – тем, что нивхские женщины при встрече медведя в лесу дружно отгоняли его, высоко размахивая перед ним подолом своей одежды. Сюжетный танец «Собачья упряжка», поставленный мной, отличается тем, что дети, подходя к привязанным собакам, окликают их нивхскими кличками «Т'ынрый!», «Чавр!», «Милк!» и т. д. В бытовом танце «Сбор крапивы» показан весь процесс изготовления веревки из крапивы не только действиями-движениями женщин, но и словами (которые написала я). Сюжетный танец «Охота на нерпу» очень труден для исполнения, потому что здесь нужна определенная физическая подготовка, надо в комбинезоне (обе ноги в мешке) волнообразными движениями по определенному рисунку передвигаться по сцене. Костюмы к нему я придумала, сшила и расписала. В Японии этот танец в исполнении Нам Юры имел огромный успех.
По степени достоверности исполнения, мастерства показа шаманского камлания на сцене достойно уважения и почитания выступление Н. Д. Бельды и ее супруга из Поронайска. Рассказчиков сказок на нивхском языке, подобных А. С. Хаджиган (с. Чир-Унвд), среди нас пока нет. Если мы хотим увидеть типично нивхскую пластику, услышать типично нивхскую интонацию и юмор, надо внимательно смотреть выступление Н. Пларчук (г. Поронайск) в номере «Андах умгу».
На струнном нивхском музыкальном инструменте «т'ынрын» неподражаемо играли бабушки Лишкит и Лайгук (п. Ноглики), неменьшим мастерством исполнения на этом инструменте владели Ким Юн Син (баба Маша, г. Поронайск), О. А. Няван (с. Некрасовка). Современных исполнителей на этом инструменте можно пересчитать по пальцам: это Н. Д. Ворбон, P. M. Талина, Т. В. Саменко (Ноглики); на «за-к,ан-га» играют Юра Нам (Поронайск), Юра Подставнов (Ноглики), на «ирлы-к,анга» – О.А. Няван (Некрасовка), Н. Д. Ворбон, P.M. Талина (Ноглики), Е.С. Ниткук (Южно- Сахалинск); на инструменте «певс» играют Ю. Нам (Поронайск), Ю. Подставнов (Ноглики), молодые парни (с. Некрасовка).
Во всех коллективах художественной самодеятельности исполняют прыжки через канат, но самое интересное исполнение этого номера с молодежными национальными играми в коллективе «Пила к'ен» (Некрасовка).
Источник:
Кимова Л. Д. Нивхский фольклор: проблемы сохранения и перспективы развития // Народы и культуры Дальнего Востока: взгляд из XXI века : докл. междунар. науч. конф., посвящ. 140-летию со дня рождения Л. Я. Штернберга (Южно-Сахалинск, 9–11 окт. 2001). – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 223–225.