Проблемы классификации традиционных танцев народов Дальнего Востока
Танцевальное искусство народов Дальнего Востока составляет обширный пласт их культуры, духовной жизни. В распоряжении исследователей находится пока разрозненный материал в виде отдельных статей, разделов и сборников, содержащих описания народно-сценического репертуара. Назрела необходимость привести все имеющиеся сведения в единую систему, которая позволила бы ориентироваться в таком разноплановом явлении, как хореография населения Дальнего Востока.
По описаниям этнографов, путешественников, миссионеров удалось установить, что для народов рассматриваемого региона характерно архаическое, синкретическое состояние духовной культуры. Необходимо подчеркнуть одну особенность искусства данных народов. Оно не претерпело сколько-либо существенных изменений вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, так как в основном было сосредоточено в обрядовых и праздничных действиях. Исключение составляют только ительмены.
Хореография у большинства народов не имела самостоятельной формы, а в сплаве с другими видами художественной деятельности входила в состав обрядов и праздников. Это сложное единство служило прежде всего практической цели – исследованию и освоению окружающей среды, а также являлось средством удовлетворения эстетических потребностей.
Имеет смысл классифицировать танцы по степени их отхода от единого цельного обрядового зрелища. Если рассматривать хореографию под данным углом зрения, то танцы дальневосточных народов распадаются на три группы. К первой можно отнести танцы тех этносов, у которых они составляли неотъемлемую часть синтетического обрядового зрелища (чукчи, коряки, ительмены, алеуты, эскимосы), ко второй – танцы народов, в чьем искусстве наметился процесс обособления некоторых танцевальных форм от обрядовой структуры (нивхи, нанайцы, ульчи, удэгейцы), к третьей – тех народов, у которых часть танцев существует совершенно самостоятельно (эвенки, эвены, ороки, орочи, юкагиры, негидальцы).
Рассмотрим вторую группу, танцы которой характеризуются обособлением некоторых форм от обрядной структуры. В таком состоянии находилось искусство у нивхов, нанайцев, ульчей, удэгейцев. Процесс отделения жанров исторически обусловлен. В обряде соединяются религия и искусство. Художественно-творческая деятельность конкретизируется в тех видах и жанрах, которые ближе к быту коллектива и развиваются в пантомимических представлениях, танцах и декоративно-прикладном творчестве. И так как это синкретическое единство тяготеет к повседневности, оно преодолевает религиозное воздействие. В искусстве эмоциальное отношение к миру подчинено более глубокому, чем в религии, проникновению в реальные процессы жизни человека, общества. Поэтому у искусства оказывается и более широкое отношение к окружающей действительности, оно пытается разорвать рамки религиозного сознания, стремится выйти за его пределы.
В рассматриваемой группе один вид пластики, а именно танцы-пантомимы, выделился из общего синтетического обрядового зрелища. Характерно, что танцы-пантомимы существовали в неразделимом единстве со сказками. Сказка данных народов — это совершенно оригинальное представление, где слито воедино рассказывание, пение и танец. Она настолько насыщена музыкально-танцевальными элементами, что позволяет говорить об общем ритме сказки, ее тональности. Сказки рассказывались чаще всего вечерами при стечении большого количества слушателей. Особым уважением пользовались хорошие рассказчики. И хотя содержание большинства сказок было известно, всех привлекало именно искусство показывать и рассказывать их сюжет.
Главное в жизни рассматриваемых народов, а отсюда и в их искусстве, составлял промысел. Это и оказало влияние на характер хореографической структуры танцев пантомимы. Основу их составляют движения, построенные на имитации действий и поведения представителей животного мира. Кроме того, исполнители включают в свой танец элементы, воспроизводящие простые бытовые действия.
Остальные танцы у данной группы народов были сосредоточены в обрядах и праздниках. Охота и рыбная ловля у них имели такое же значение, как и у всех народов Дальневосточного региона. Поэтому промысловые ритуалы занимали ведущее место. Больше всего танцев исследователи отметили в медвежьем празднике. Анализ музыкально-танцевальных элементов медвежьих обрядов выявляет в них два пласта. К первому пласту относятся танцы, пластика которых тесно связана с содержанием культа, ко второму — те, которые не играют существенной роли в проведении ритуалов и не имеют точек соприкосновения с сюжетом культа.
Танцы первого пласта – обязательные, важный компонент медвежьего праздника. Основные характерные черты: в них заняты только женщины и девушки, движения и характер исполнения строго обусловлены той задачей, которую танец обязан выполнять в данной части церемонии, начало и конец точно определены сюжетной канвой праздника.
Обязательные танцы – сольные. Иногда могут танцевать и несколько женщин, но несинхронно. В основе лексики этих танцев – подражание движению и повадкам медведя. Характерно, что из всего многообразия импровизаций уже выделилось и закрепилось движение, которое можно считать основным. В языке нивхов и ульчей существует специальный термин для обозначения этого движения.
Танцы, отнесенные ко второму пласту, определяются как деталь праздника, не являющаяся обязательной и не связанная сюжетом в единое целое с другими ритуалами. Это подтверждается следующими фактами. Танцевальные моменты не имеют строго определенного места и времени в канве праздника, вспыхивают и затухают совершенно произвольно, чаще всего в конце дня. В них принимают участие все, без различия пола и возраста, тогда как в танцах первого пласта мужская часть населения не участвует.
Основу пластики описываемых танцев составляют имитационные и иллюстративно-изобразительные движения. Исполнялись они в сопровождении пения и аккомпанемента на особом инструменте, фигурирующем в литературе под названием «музыкальное бревно». Других инструментов, которые использовались бы в обрядах и праздниках, не зафиксировано.
Следует обратить внимание на то, что танцы второго пласта потеряли связь с сюжетом праздника и имели место только тогда, когда находились желающие танцевать.
Медвежий праздник был наиболее распространен у нивхов и ульчей. У нанайцев и удэгейцев он проходил в упрощенном варианте, и имеются лишь отдельные упоминания о том, что в прошлом в нем имелись пластические элементы.
По поводу других промысловых обрядов следует заметить, что они выражались лишь в некоторых запретах и некоторых ритуалах. Упоминаний о танцах, связанных с ними, не обнаружено.
Для третьей группы народов (эвенов, эвенков, орочей, ороков, негидальцев, юкагиров) характерно наличие круговых танцев, не связанных конкретно с каким-либо обрядом наряду с существованием танцев в промысловых обрядах, праздниках и шаманских камланиях.
У данных народов первое место также занимают промысловые обряды и праздники. Однако особенностью танцев является отсутствие определенного места в сюжетной канве ритуалов, нет четкой границы начала и конца, слабо выражено половозрастное разделение исполнителей. Только в празднике, посвященном медведю, у некоторых народов пол исполнителей имел ритуальное значение.
Поклонение медведю широко распространено, и весь акт добывания зверя, разделки туши, захоронения его останков носил характер условно инсценированного акта. Как уже отмечалось, у танцев не было определенного места, они возникали и затухали произвольно и не имели большого ритуального значения, а носили скорее развлекательный характер. Стабильной формы не отмечено. Лексику их составляли движения иллюстративно-изобразительного и подражательного характера.
Интересен факт активного участия шаманов в промысловых обрядах народов данной группы. После захоронения останков зверя у эвенков совершалось камлание для очищения хоронивших. Особенно характерен в этом плане обряд «обновления жизни», в котором представлен восьмидневный хоровод – погоня за воображаемым оленем. Пляски шамана здесь перемежаются с общим хороводом. Шаман ведет всех участников и содержанием песни определяет дорогу и препятствия на пути, а все остальные пантомимой и танцем изображают эти моменты. Сюжетная канва праздника определяет лексику танцев. Шаман имеет и сольные выступления, и танцует вместе со всеми. Наряду с участием в промысловых синтетических игрищах шаманские танцы выполняли и специфические задачи. Шаманские танцы – это такая же сольная импровизация, создававшаяся на тему именно данного камлания и построенная на пантомиме, имитации, подражании и иллюстративно-изобразительных движениях.
Круговые танцы народов данной группы – совершенно оригинальное явление. Основная характерная их особенность – сюжетная несвязанность с каким-либо обрядом или праздником. Они имеют место на любом торжестве, независимо от его цели. В них принимают участие все присутствующие, и длятся они неопределенное время.
По композиционному построению можно выделить два вида круговых танцев. Первый, наиболее распространенный, – замкнутый хоровод, где ритм поддерживается пением и голосовыми выкриками. Характерно, что большинство выкриков — подражание звукам, издаваемым животными и птицами. Танцы этого вида темпераментны, длительны. Начинаются медленно, спокойно. Затем темп значительно ускоряется.
Во втором – в центре замкнутого круга могут находиться солисты. Так, у юкагиров солистами является пара, изображающая действия охотника или повадки зверей и птиц.
У эвенков был обнаружен танец, который с начала XIX в. начинает исчезать из их обихода. Это замкнутый круг с запевалой в центре. Запевала в песне отписывал птиц или животных, а все исполнители изображали тех, о ком пелось.
Таким образом, к началу XX в. в хореографическом искусстве народов Дальнего Востока активно шел процесс отделения танца от обрядовой структуры и становления его как самостоятельного вида.
Источник:
Карабанова С. Ф. Проблемы классификации традиционных танцев народов Дальнего Востока СССР // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. – Владивосток, 1981. – С. 97–108.