Игры нанайцев
Игры девочек носили развлекательный характер, развивали и совершенствовали ритмику и пластику движений. В возрасте 3–6 лет девочки больше времени проводили в играх с куклами Акоамба акоачийчи (буквально: играть в куклы). Кукол делали из кусочков рыбьей кожи, ткани, меха, бумаги. В игре куклы заменяли людей, двигались, разговаривали, сердились, плакали и т. п. В старшем возрасте (6–7 лет) в играх девочек в большей степени прослеживается хозяйственно-деятельная направленность. Подражая матери, девочки с помощью детских орудий труда учились обрабатывать кожи, выполнять другие хозяйственные работы. Игры эти требовали от девочек определенных усилий рук, выносливости, сноровки и тем самым развивали их физически.
Большой популярностью у девочек пользовалась «девичья игра». В разных нанайских селениях она имела разные названия, смысл ее заключался в том, что девочка, присев на корточки, упираясь руками в колени и разведя локти в стороны, прыгала вперед, издавая звуки, напоминающие крик гусей, уток или других птиц. Та из них, которая в таком положении продвинулась дальше всех, считалась победительницей. Весьма похожей была и другая командная игра. Игроки по команде начинали прыгать на корточках навстречу друг другу и куковать. Задача – как можно быстрее всей командой попасть в зону соперников.
Широкое распространение имели игры, в которых приходилось соревноваться в быстроте бега, невосприимчивости к холоду. Надо было пробежать босиком по снегу без головного убора, рукавиц и халата по возможности большее расстояние. В другом соревновании игроки должны были показать быстроту бега на дистанцию около 150 м. У кондонских и джуенских нанайцев бытовала и такая игра-упражнение, как «Бег на выдохе». Игроки делали глубокий вдох и начинали бег, во время которого надо было постепенно издавать непрерывный звук, например «а» или «э». Пока звук был слышен, игрок бежал. Когда звук прекращался, игрок останавливался – это был его финиш. Игра благотворно влияла на развитие легких.
Игра под названием «Бег с палкой-копьем» существовала у дадинских нанайцев. На дистанции устанавливалась мишень – палка с кочкой наверху или кочка подвешивалась на веревке к ветке дерева. По команде все участники с линии «старта» начинали бег. Задача – как можно быстрее добежать до линии и поразить копьем цель. Интересными были игры, воспитывавшие решительность, координацию движений, силу и прыгучесть. Например, игра «Прыжки по кочкам» давала возможность освоить умение преодолевать кочкарники во время погони за зверем. Игрок по команде начинал прыгать с одной кочки на другую. Кто пропустил одну или несколько (упал с кочки) – выбывал из игры.
Много прыжковых игр приводит в своей работе П. Киле: прыжки с места и с разгона в высоту и длину при отталкивании одной ногой; тройной прыжок на одной ноге с приземлением на обе; прыжок на «плавающую льдину»; «беличьи прыжки» – хулумэн; прыжок «щукой» – нюкпуэлэ- мэ пуйкун; прыжок с места обеими ногами – дэрин; прыжок в высоту – уйси; в длину – вонилапчи; прыжок с переменой ног – эмтомя дэрин; прыжок, когда держались руками за ноги – пуруэмэ; «козий прыжок» – гиву пуйкун и (прыжок косули).
Восторг и восхищение у зрителей вызывали прыжки через вращающуюся веревку. В них обычно участвовали уже хорошо подготовленные подростки. Игра способствовала мастерскому владению своим телом. Двое играющих раскручивали 5–6-метровую веревку, а остальные участники по очереди начинали выполнять всевозможные прыжки на одной и двух ногах, на корточках, на коленях, на четвереньках, лежа на боку, на спине, на груди и т. д. Пожалуй, больше всего у нанайцев было игр с мячом пакан и его заменителем – пучком травы или кочкой карчан. Они являлись наиболее эффективным универсальным средством физического воспитания. Подобные игры имели четко выраженную сезонность. Летом бытовала игра «Читумэчи» («Отними мяч»). Команда, владевшая мячом, перебрасывала его руками между собой. Мяч не должны перехватить игроки другой команды. Необходимо как можно дольше с помощью обманных движений, быстрых передач, всевозможных передвижений в пределах площадки удержать его в своей команде.
Распространенной игрой с мячом, изготовленным из осоки или коры тальника, среди различных групп нанайцев была игра «Поймай мяч». Джуенцы называли ее Дяпакачиури, джаринцы – Дрпакан, верхнеэконцы – Чакпан, а верхненергенцы – Пакачи. Известный нанайский собиратель игр своего народа П. Киле называет эту игру – «Дяпакачери». Участвовали в ней подростки и взрослые. Игра проходила таким образом: по обе стороны разграничительной линии становились противоборствующие команды. Игрок одной из команд бросал мяч в сторону противника так, чтобы его трудно было поймать. Если мяч ловили соперники, то бросавшая команда сдавала свои позиции, а выигравшая занимала отвоеванное место. Игра продолжалась до тех пор, пока одна из команд не вытеснит другую за границу игрового поля.
Исключительно самобытными были игры нанайцев с травяным мячом и палкой-рогулькой. В игре вырабатывалась зоркость, точность движений, ловкость в обращении с копьем или острогой. Игра имела много разновидностей. У найхинцев и верхненергенцев известен такой вариант игры: команды становились по обе стороны игровой площадки на расстоянии 15–20 м одна от другой. Игрок бросал в сторону соперников мяч, который надо было поймать на палки-рогульки. Если мяч был пойман, команда, ловившая его, занимала место первой команды, которая отходила назад, сохраняя исходную дистанцию.
Существовало много подвижных игр, проводившихся в зимнее время. Так, например, игра Бое проводилась на льду или утоптанном снегу. Игра индивидуальная, чаще играли мальчики 6–12 лет. Каждый имел клюшку бое из корня тальника. Мяч пакаан диаметром 10–15 см изготавливался из рыбьей кожи или замши. Участники игры становились в круг. Затем по команде все бросались к мячу. Задача состояла в том, чтобы отнять мяч клюшкой у соперника и как можно дольше его удерживать.
Другая игра – «Пакачери». Сегодня она имеет и современное название «Хоккейди хупиури» (играть в хоккей). Игроки каждой из команд выбирали вратаря кудэ, затем назначались его помощники-защитники кудэ бэлэп- чимдини и нападающие соримди. Старший в команде даимди является и игроком, и судьей; он играет в группе нападающих. Функции кудэ существенные: он следит за игрой, руководит во время игры помощниками, имеет право заменять игроков. Суть игры состоит в том, чтобы игроки команды владели мячом и тем самым теснили игроков другой команды назад, стараясь загнать мяч за территорию защитников.
Особый интерес вызывали игры с промысловой направленностью. Посредством таких игр дети знакомились с приемами маскировки, изучали повадки диких животных и рыб, учились искусству выслеживания зверя. Игры с промысловым сюжетом проходили особенно оживленно, дети с увлечением играли свои роли.
Подражательная игра «В калугу» практиковалась среди детей до 12 лет. Один из игроков становился на четвереньки, двое других ложились на спину, клали ноги ему на спину, а руками брались за носки друг друга. Игра способствовала выработке согласованности движений, развивала различные мышцы.
Напрямую связана с промысловой деятельностью нанайцев игра «Спасение рыбака». Один игрок «тонет» в полынье, другой спасает его, подползая по «слабому льду». Затем он бросает «тонущему» конец веревки с петлей и, отползая, вытаскивает его на «крепкий лед». Простейшие промысловые навыки дети получали в игре, которая в различных стойбищах называлась по-разному. Игра имела не только разные названия, но и варианты. В основном играли мальчики в возрасте 6–12 лет. Один из ее вариантов описан А. Н. Липским. Это состязание в метании остроги. Один из играющих, погрузив под воду этот пучок травы на палке, вел его против течения. По характеру волны, образовавшейся над пучком, «охотник» определял его местонахождение и старался попасть в него острогой. В другой игре подобного типа из сена или молодых веток делали чучело рыбы и привязывали его к 5–6-метровой веревке. Игрок бежал вдоль берега и тянул против течения чучело рыбы, делая при этом обманные движения, что приближало игру к реальным условиям.
Многие игры имитировали охоту на медведя. Одну из них наблюдали в селе Нижние Халбы. Вот как она проводилась. Один из участников, обычно наиболее сильный, становился «медведем», а остальные – «охотниками». «Медведь» прятался в кустарнике. Через некоторое время «охотники» начинали поиск будущей добычи, внимательно осматривая следы, прислушиваясь к треску веток и раздававшемуся время от времени реву «медведя». Обнаружив зверя, «охотники» инсценировали нападение. Они «кололи медведя» копьями и пытались свалить его на землю. Если это удавалось сделать, «убитого медведя» грузили на нарты и отвозили в селение. В игре «медведь» мог напасть на «охотников», и тот, кого он сбивал с ног, выходил из игры. Иногда игрок, изображавший медведя, был покрыт медвежьей шкурой.
Не менее интересны и некоторые другие игры на охотничью тему. В зимнюю игру «Эхэкэ» с пикой играли две группы по 3–4 человека в каждой. Одна из групп подымается на возвышенные места и скатывает вниз «кабанов» – шарообразные кочки. Стоящие внизу должны были приколоть катящийся шар к земле. Тот, кому не удавалось это сделать, выходил из игры и становился помощником охотников, т. е. носил «кабанов» на возвышенность. Тот, кто сумел «заколоть» пикой подряд три «кабана», считается настоящим охотником. Игра развивала точность удара, быстроту реакции, ловкость.
Игра «Хитрый заяц» – Аргангко гормохон учила охоте на зайцев. В игре участвовало 3–4 человека, один из них «заяц», остальные «охотники». «Заяц» должен знать повадки зверя, уметь путать следы, прятаться и, обманув охотников, мчаться в обратный путь – туда, откуда начался гон. Во время гона ему разрешалось делать прыжки с шестом или длинной палкой в сторону от тропы, чтобы укрыться от охотников.
Развитию у молодого поколения чуткости слуха посвящалась игра «Острый слух» – Сэхур сян. Ведущий должен был по шороху или скрипу снега определить местонахождение игроков и с завязанными глазами коснуться их рукой.
Одной из любимых промысловых охотничьих игр была игра «Охота на уток» – Гаса ваайцаори. Игра проводилась так: на земле чертили круг, обозначавший озеро. Неподалеку, в лесу, в кустарнике, прятался охотник (или несколько охотников). Дети, изображавшие «уток», сидели на корточках и громко крякали, искусно подражая настоящим уткам. По условному сигналу «утки» поднимались и «летели» к озеру. Скрывающийся «охотник» бросал в бегущих мячи, «убивая уток».
Не менее популярными были и игры с луком и стрелами. Оригинальным способом выработки меткости служит игра «Лэкэчи». Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы положить стрелу на ветки, другие игроки старались сбить ее. Существовали и другие игры со стрельбой из лука: на дальность полета стрелы, на силу выстрела и др.
Игры-поединки чаще всего проводились во время праздников, в них участвовали как дети, так и взрослые. Одна из таких игр называлась «Борьба ногами лежа». Соперники ложились на спину параллельно друг другу головами в противоположные стороны и упирались пятками. По команде участники поединка начинали борьбу, каждый давил ногу партнера, пытаясь заставить его перевернуться через голову. Игрок, становившийся победителем, боролся со следующим соперником.
В играх-поединках выявлялось, у кого сильнее кисть и пальцы руки – качества весьма важные для рыбака и охотника. С этой целью играющие перетягивали палочку, сцепив средние пальцы рук, пытались разогнуть палец соперника. Достаточно оригинальной была игра «Перетягивание с помощью ремня», которая была распространена среди джуенских и устьгурских нанайцев. На земле проводилась линия, двое ложились по разные стороны от нее головами друг к другу. На шеи им надевали замшевый пояс шириной 5–6 см. По команде упираясь руками и ногами в землю, начинали перетягивать друг друга на свою сторону через линию.
В другой аналогичной игре соперники садились на землю лицом друг к другу, а вытянутыми руками брались за тальниковую палку. По команде они начинали тянуть палку на себя, стараясь поднять таким образом своего партнера на ноги.
Широко бытовала игра-поединок «Перетягивание каната». Ни один национальный праздник не обходился без этого увлекательного и сегодня поединка. По своему содержанию «Перетягивание каната» представляет собой имитацию вытаскивания невода с рыбой. У нанайцев невод тянули двумя способами: веревками через плечо и веревками впереди себя. Так же перетягивают и канат.
Нанайская национальная борьба «Вачамачи» (буквально: борьба друг с другом), развивала все физические качества. В борьбе возможны любые приемы: подножка, подсечка и т. д. Победителем считался тот, кто сумел бросить противника на землю. Лучшего борца называли имдари – человек, который искусно борется (буквально: ловкий). Боролись в основном на поясах — так называемая дальняя борьба. Существовала и ближняя борьба, когда соперники обхватывали друг друга руками. В этом случае запрещались подсечки, подножки и пр.
Одним из эффективных средств подготовки будущего промысловика были специальные игры-состязания. Одно из таких состязаний – Хуйгэчи, подъем тяжести. Тяжестью служили большие камни. Такие поединки имели три степени трудности: надо было оторвать тяжесть от земли, затем поднять ее до груди и, наконец, поднять над головой. Побеждал тот, кто выполнял все три позиции.
Другой разновидностью таких состязаний было метание на дальность. Бросали обычно камни, вес которых доходил до 20–30 кг. Метатель держал камень за привязанную к нему веревку двумя руками на весу между ног. Постепенно раскачивая снаряд вперед-назад, он бросал камень как можно дальше, но уже одной рукой. В настоящее время эти состязания стали национальным видом спорта и проводятся ежегодно на чемпионатах.
Большой популярностью пользовались у нанайцев гонки на многовесельных лодках или оморочках. Гонку вели стоя в лодках, с помощью 3–4-метровых шестов. Задача гонщиков – как можно быстрее пройти определенное расстояние. В лодке обычно находилось два человека: один на корме, другой – на носу. На оморочках было по одному гребцу. Гонки проводились также на веслах с рулевым и без рулевого, под парусом, на бечеве вдоль берега с рулевым или без него и т.п.
Сложнейшим видом состязаний являлась гонка на оморочках с использованием всех приемов: гребля маховым и рулевым веслами, лопаточками мэлбиэ, малыми и большим шестами. В программу состязаний входили также перетаскивание оморочки по суше, умение быстро развернуть и перевернуть оморочку («на просушку»),
В зимнее время гонки проводились на собачьих упряжках. Участвовали в них взрослые и дети. Упряжка взрослых состояла из 9–11 собак, у детей из 2–3. Обычно стартовали гонщики в одном месте, а финишировали в другом, иногда старт и финиш находились в одном месте. У взрослых дистанция была порядка 3 км, у детей 500 м.
В селе Дада проводились оригинальные состязания – лыжные гонки на собаках. Участники состязаний, в основном дети и подростки, становились на лыжи, подбитые камусом. Конец вожжи привязывали к ошейнику одной или двух собак, другой закрепляли у себя на поясе. Гонки проходили по снежному насту. В таких гонках проверялось не только умение владеть лыжами и управлять собакой, но и выносливость собак.
Источник:
История и культура нанайцев : ист.-этногр. очерки / РАН, Дальневосточ. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ; [С. В. Березин и др. ; отв. ред. В. Л. Ларин]. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 291–296.