Игры нанайцев

Игры девочек носили развлекательный характер, развивали и совер­шенствовали ритмику и пластику движений. В возрасте 3–6 лет девочки больше времени проводили в играх с куклами Акоамба акоачийчи (букваль­но: играть в куклы). Кукол делали из кусочков рыбьей кожи, ткани, меха, бумаги. В игре куклы заменяли людей, двигались, разговаривали, серди­лись, плакали и т. п. В старшем возрасте (6–7 лет) в играх девочек в боль­шей степени прослеживается хозяйственно-деятельная направленность. Под­ражая матери, девочки с помощью детских орудий труда учились обрабаты­вать кожи, выполнять другие хозяйственные работы. Игры эти требовали от девочек определенных усилий рук, выносливости, сноровки и тем са­мым развивали их физически.

Большой популярностью у девочек пользовалась «девичья игра». В раз­ных нанайских селениях она имела разные названия, смысл  ее заключался в том, что девочка, присев на корточки, упираясь руками в колени и раз­ведя локти в стороны, прыгала вперед, издавая звуки, напоминающие крик гусей, уток или других птиц. Та из них, которая в таком положении продвинулась дальше всех, считалась победительницей. Весьма похожей была и другая командная игра. Игроки по коман­де начинали прыгать на корточках навстречу друг другу и куковать. Зада­ча – как можно быстрее всей командой попасть в зону соперников.

Широкое распространение имели игры, в которых приходилось со­ревноваться в быстроте бега, невосприимчивости к холоду. Надо было пробежать босиком по снегу без головного убора, рукавиц и халата по воз­можности большее расстояние. В другом соревновании игроки должны бы­ли показать быстроту бега на дистанцию около 150 м. У кондонских и джуенских нанайцев бытовала и такая игра-упражнение, как «Бег на выдохе». Игроки делали глубокий вдох и начинали бег, во время которого надо бы­ло постепенно издавать непрерывный звук, например «а» или «э». Пока звук был слышен, игрок бежал. Когда звук прекращался, игрок останав­ливался – это был его финиш. Игра благотворно влияла на развитие легких.

Игра под названием «Бег с палкой-копьем» существовала у дадинских нанайцев. На дистанции устанавливалась мишень – палка с кочкой навер­ху или кочка подвешивалась на веревке к ветке дерева. По команде все участники с линии «старта» начинали бег. Задача – как можно быстрее до­бежать до линии и поразить копьем цель. Интересными были игры, воспитывавшие решительность, координа­цию движений, силу и прыгучесть. Например, игра «Прыжки по кочкам» давала возможность освоить умение преодолевать кочкарники во время погони за зверем. Игрок по команде начинал прыгать с одной кочки на другую. Кто пропустил одну или несколько (упал с кочки) – выбывал из игры.

Много прыжковых игр приводит в своей работе П. Киле: прыжки с места и с разгона в высоту и длину при отталкивании одной ногой; трой­ной прыжок на одной ноге с приземлением на обе; прыжок на «плаваю­щую льдину»; «беличьи прыжки» – хулумэн; прыжок «щукой» – нюкпуэлэ- мэ пуйкун; прыжок с места обеими ногами – дэрин; прыжок в высоту – уйси; в длину – вонилапчи; прыжок с переменой ног – эмтомя дэрин; пры­жок, когда держались руками за ноги – пуруэмэ; «козий прыжок» – гиву пуйкун и (прыжок косули).

Восторг и восхищение у зрителей вызывали прыжки через вращающую­ся веревку. В них обычно участвовали уже хорошо подготовленные подро­стки. Игра способствовала мастерскому владению своим телом. Двое играю­щих раскручивали 5–6-метровую веревку, а остальные участники по оче­реди начинали выполнять всевозможные прыжки на одной и двух ногах, на корточках, на коленях, на четвереньках, лежа на боку, на спине, на гру­ди и т. д. Пожалуй, больше всего у нанайцев было игр с мячом пакан и его заме­нителем – пучком травы или кочкой карчан. Они являлись наиболее эф­фективным универсальным средством физического воспитания. Подобные игры имели четко выраженную сезонность. Летом бытовала игра «Читумэчи» («Отними мяч»). Команда, владевшая мячом, перебрасывала его руками между собой. Мяч не должны перехватить игроки другой команды. Необходимо как можно дольше с по­мощью обманных движений, быстрых передач, всевозможных передвиже­ний в пределах площадки удержать его в своей команде.

Распространенной игрой с мячом, изготовленным из осоки или коры тальника, среди различных групп нанайцев была игра «Поймай мяч». Джуенцы называли ее Дяпакачиури, джаринцы – Дрпакан, верхнеэконцы – Чакпан, а верхненергенцы – Пакачи. Известный нанайский собиратель игр своего народа П. Киле называет эту игру – «Дяпакачери». Участвовали в ней подростки и взрослые. Игра проходила таким образом: по обе сторо­ны разграничительной линии становились противоборствующие команды. Игрок одной из команд бросал мяч в сторону противника так, чтобы его трудно было поймать. Если мяч ловили соперники, то бросавшая команда сдавала свои позиции, а выигравшая занимала отвоеванное место. Игра продолжалась до тех пор, пока одна из команд не вытеснит другую за гра­ницу игрового поля.

Исключительно самобытными были игры нанайцев с травяным мячом и палкой-рогулькой. В игре вырабатывалась зоркость, точность движений, ловкость в обращении с копьем или острогой. Игра имела много разновид­ностей. У найхинцев и верхненергенцев известен такой вариант игры: команды становились по обе стороны игровой площадки на расстоянии 15–20 м одна от другой. Игрок бросал в сторону соперников мяч, который надо было поймать на палки-рогульки. Если мяч был пойман, команда, ло­вившая его, занимала место первой команды, которая отходила назад, сохраняя исходную дистанцию.

Существовало много подвижных игр, проводившихся в зимнее время. Так, например, игра Бое проводилась на льду или утоптанном снегу. Игра индивидуальная, чаще играли мальчики 6–12 лет. Каждый имел клюшку бое из корня тальника. Мяч пакаан диаметром 10–15 см изготавливался из рыбьей кожи или замши. Участники игры становились в круг. Затем по команде все бросались к мячу. Задача состояла в том, чтобы отнять мяч клюшкой у соперника и как можно дольше его удерживать.

Другая игра – «Пакачери». Сегодня она имеет и современное название «Хоккейди хупиури» (играть в хоккей). Игроки каждой из команд выбира­ли вратаря кудэ, затем назначались его помощники-защитники кудэ бэлэп- чимдини и нападающие соримди. Старший в команде даимди является и иг­роком, и судьей; он играет в группе нападающих. Функции кудэ сущест­венные: он следит за игрой, руководит во время игры помощниками, имеет право заменять игроков. Суть игры состоит в том, чтобы игроки команды владели мячом и тем самым теснили игроков другой команды назад, стара­ясь загнать мяч за территорию защитников.

Особый интерес вызывали игры с промысловой направленностью. По­средством таких игр дети знакомились с приемами маскировки, изучали повадки диких животных и рыб, учились искусству выслеживания зверя. Игры с промысловым сюжетом проходили особенно оживленно, дети с увлечением играли свои роли.

Подражательная игра «В калугу» практиковалась среди детей до 12 лет. Один из игроков становился на четвереньки, двое других ложились на спину, клали ноги ему на спину, а руками брались за носки друг друга. Игра способствовала выработке согласованности движений, развивала раз­личные мышцы.

Напрямую связана с промысловой деятельностью нанайцев игра «Спа­сение рыбака». Один игрок «тонет» в полынье, другой спасает его, под­ползая по «слабому льду». Затем он бросает «тонущему» конец веревки с петлей и, отползая, вытаскивает его на «крепкий лед». Простейшие про­мысловые навыки дети получали в игре, которая в различных стойбищах называлась по-разному. Игра имела не только разные названия, но и ва­рианты. В основном играли мальчики в возрасте 6–12 лет. Один из ее вариантов описан А. Н. Липским. Это состязание в метании остроги. Один из играющих, погрузив под воду этот пучок травы на палке, вел его против течения. По характеру волны, образовавшейся над пучком, «охотник» определял его местонахождение и старался попасть в него остро­гой. В другой игре подобного типа из сена или молодых веток делали чуче­ло рыбы и привязывали его к 5–6-метровой веревке. Игрок бежал вдоль берега и тянул против течения чучело рыбы, делая при этом обманные движения, что приближало игру к реальным условиям.

Многие игры имитировали охоту на медведя. Одну из них наблюдали в селе Нижние Халбы. Вот как она прово­дилась. Один из участников, обычно наиболее сильный, становился «мед­ведем», а остальные – «охотниками». «Медведь» прятался в кустарнике. Через некоторое время «охотники» начинали поиск будущей добычи, вни­мательно осматривая следы, прислушиваясь к треску веток и раздававше­муся время от времени реву «медведя». Обнаружив зверя, «охотники» ин­сценировали нападение. Они «кололи медведя» копьями и пытались сва­лить его на землю. Если это удавалось сделать, «убитого медведя» грузили на нарты и отвозили в селение. В игре «медведь» мог напасть на «охотни­ков», и тот, кого он сбивал с ног, выходил из игры. Иногда игрок, изобра­жавший медведя, был покрыт медвежьей шкурой.

Не менее интересны и некоторые другие игры на охотничью тему. В зимнюю игру «Эхэкэ» с пикой играли две группы по 3–4 человека в каждой. Одна из групп подымается на возвышенные места и скатывает вниз «кабанов» – шарообразные кочки. Стоящие внизу должны были при­колоть катящийся шар к земле. Тот, кому не удавалось это сделать, выхо­дил из игры и становился помощником охотников, т. е. носил «кабанов» на возвышенность. Тот, кто сумел «заколоть» пикой подряд три «каба­на», считается настоящим охотником. Игра развивала точность удара, быстроту реакции, ловкость.

Игра «Хитрый заяц» – Аргангко гормохон учила охоте на зайцев. В игре участвовало 3–4 человека, один из них «заяц», остальные «охотники». «За­яц» должен знать повадки зверя, уметь путать следы, прятаться и, обманув охотников, мчаться в обратный путь – туда, откуда начался гон. Во время гона ему разрешалось делать прыжки с шестом или длинной палкой в сто­рону от тропы, чтобы укрыться от охотников.

Развитию у молодого поколения чуткости слуха посвящалась игра «Ост­рый слух» – Сэхур сян. Ведущий должен был по шороху или скрипу снега определить местонахождение игроков и с завязанными глазами коснуться их рукой.

Одной из любимых промысловых охотничьих игр была игра «Охота на уток» – Гаса ваайцаори. Игра проводилась так: на земле чертили круг, обозначавший озеро. Неподалеку, в лесу, в кустарнике, прятался охотник (или несколько охотников). Дети, изображавшие «уток», сидели на корточ­ках и громко крякали, искусно подражая настоящим уткам. По условному сигналу «утки» поднимались и «летели» к озеру. Скрывающийся «охотник» бросал в бегущих мячи, «убивая уток».

Не менее популярными были и игры с луком и стрелами. Оригиналь­ным способом выработки меткости служит игра «Лэкэчи». Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы положить стрелу на ветки, другие игроки старались сбить ее. Существовали и другие игры со стрельбой из лука: на дальность полета стрелы, на силу выстрела и др.

Игры-поединки чаще всего проводились во время праздников, в них участвовали как дети, так и взрослые. Одна из таких игр называлась «Борь­ба ногами лежа». Соперники ложились на спину параллельно друг другу головами в противоположные стороны и упирались пятками. По команде участники поединка начинали борьбу, каждый давил ногу партнера, пыта­ясь заставить его перевернуться через голову. Игрок, становившийся побе­дителем, боролся со следующим соперником.

В играх-поединках выявлялось, у кого сильнее кисть и пальцы ру­ки – качества весьма важные для рыбака и охотника. С этой целью играющие перетягивали палочку, сцепив средние пальцы рук, пытались разогнуть палец соперника. Достаточно оригинальной была игра «Пе­ретягивание с помощью ремня», которая была распространена среди джуенских и устьгурских нанайцев. На земле проводилась линия, двое ло­жились по разные стороны от нее головами друг к другу. На шеи им наде­вали замшевый пояс шириной 5–6 см. По команде упираясь руками и ногами в землю, начинали перетягивать друг друга на свою сторону через линию.

В другой аналогичной игре соперники садились на землю лицом друг к другу, а вытянутыми руками брались за тальниковую палку. По команде они начинали тянуть палку на себя, стараясь поднять таким образом своего партнера на ноги.

Широко бытовала игра-поединок «Перетягивание каната». Ни один на­циональный праздник не обходился без этого увлекательного и сегодня поединка. По своему содержанию «Перетягивание каната» представляет со­бой имитацию вытаскивания невода с рыбой. У нанайцев невод тянули двумя способами: веревками через плечо и веревками впереди себя. Так же перетягивают и канат.

Нанайская национальная борьба «Вачамачи» (буквально: борьба друг с другом), развивала все физические качества. В борьбе возможны любые приемы: подножка, подсечка и т. д. Победителем считался тот, кто сумел бросить противника на землю. Лучшего борца называли имдари – человек, который искусно борется (буквально: ловкий). Боролись в основном на поясах — так называемая дальняя борьба. Существовала и ближняя борьба, когда соперники обхватывали друг друга руками. В этом случае запреща­лись подсечки, подножки и пр.

Одним из эффективных средств подготовки будущего промысловика были специальные игры-состязания. Одно из таких состязаний – Хуйгэчи, подъем тяжести. Тяжестью служили большие камни. Такие поединки име­ли три степени трудности: надо было оторвать тяжесть от земли, затем поднять ее до груди и, наконец, поднять над головой. Побеждал тот, кто выполнял все три позиции.

Другой разновидностью таких состязаний было метание на дальность. Бросали обычно камни, вес которых доходил до 20–30 кг. Метатель держал камень за привязанную к нему веревку двумя руками на весу между ног. Постепенно раскачивая снаряд вперед-назад, он бросал камень как можно дальше, но уже одной рукой. В настоящее время эти состязания стали на­циональным видом спорта и проводятся ежегодно на чемпионатах.

Большой популярностью пользовались у нанайцев гонки на многове­сельных лодках или оморочках. Гонку вели стоя в лодках, с помощью 3–4-метровых шестов. Задача гонщиков – как можно быстрее пройти определенное расстояние. В лодке обычно находилось два человека: один на корме, другой – на носу. На оморочках было по одному гребцу. Гонки проводились также на веслах с рулевым и без рулевого, под парусом, на бечеве вдоль берега с рулевым или без него и т.п.

Сложнейшим видом состязаний являлась гонка на оморочках с исполь­зованием всех приемов: гребля маховым и рулевым веслами, лопаточками мэлбиэ, малыми и большим шестами. В программу состязаний входили так­же перетаскивание оморочки по суше, умение быстро развернуть и пере­вернуть оморочку («на просушку»),

В зимнее время гонки проводились на собачьих упряжках. Участвовали в них взрослые и дети. Упряжка взрослых состояла из 9–11 собак, у детей из 2–3. Обычно стартовали гонщики в одном месте, а финишировали в другом, иногда старт и финиш находились в одном месте. У взрослых ди­станция была порядка 3 км, у детей 500 м.

В селе Дада проводились оригинальные состязания – лыжные гонки на собаках. Участники состязаний, в основном дети и подростки, станови­лись на лыжи, подбитые камусом. Конец вожжи привязывали к ошейнику одной или двух собак, другой закрепляли у себя на поясе. Гонки проходи­ли по снежному насту. В таких гонках проверялось не только умение вла­деть лыжами и управлять собакой, но и выносливость собак.

 

Источник:

История и культура нанайцев : ист.-этногр. очерки / РАН, Дальневосточ. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ; [С. В. Березин и др. ; отв. ред. В. Л. Ларин]. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 291–296.