Нанайцы

Нанайцы – народ, традиционно населяющий бассейн Нижнего Амура. Являются одним из крупных аборигенных народов Дальнего Востока.

Нанайский язык входит в тунгусо-маньчжурскую семью языков и родствен языкам ульчей, орочей, уйльта (ороков, орочонов), эвенков. Нанайцы, как и другие народы региона, являются представителями монголоидной расы. Самоназвание «нанаи» означает «люди этой земли».

Нанайцы – наиболее крупная тунгусоязычная народность из проживавших на Нижнем Амуре и в Приморье. В середине XIX в. они жили от границы с ульчами на Амуре до устья р. Сунгари, а также по Уссури, Горину, Анюю, Хунгари, Тунгуске, притокам этих рек, на озерах Болонь и Эморон. Перепись 1897 г. установила, что нанайцы жили по Амуру от устья р. Уссури вниз до ульчского ареала, а также в селениях ульчей и нивхов.

В 1860 г. была произведена перепись нанайских селений, расположенных по Амуру вверх от с. Софийского. До устья Уссури было учтено 102 селения. Преобладали мелкие селения; в среднем в каждом проживало 52-53 человека. Селения на многочисленных притоках Амура переписаны не были. Численность нанайцев в 1860 г. была ориентировочно определена русской администрацией в 5345 человек. В это число вошли и жители пяти ульчских селений. В 1897 г. общая численность нанайцев была определена в 5439 человек.

Некоторые селения нанайцев, существовавшие в XVII в., сохранились до 80-х годов XX в. – Болонь, Диппы, Хумми. Как по культуре, так и по языку нанайцы не были едины. Четко выраженные диалекты были у групп, живших по Тунгуске с притоками, по Горину, Бикину. Язык этого народа, как и языки ульчей, орочей, удэгейцев, ороков, относится к амурской подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков. Самоназвание – нанай.

Вплоть до XX века у нанайцев, несмотря на оседлость, связанную с основным занятием ­– рыболовством, имели место внутренние перемещения из одних селений в другие, обусловленные потребностями промыслов, стихийными бедствиями и т. д. Переселение с притоков на Амур во второй половине XIX в. вызывалось также стремлением нанайцев жить по соседству с русскими: здесь нанайцы находили работу, нужные им продукты, постоянный сбыт для рыбы и пушнины.

Этническое развитие нанайцев в XVII–XIX вв. протекало в том же русле, что и у других народов Приамурья и Приморья: в этот период складывались роды, известные в конце XIX – начале XX в. Л. Я. Штернберг характеризовал нанайцев как «конгломерат родов различного происхождения». Этому способствовали как переселение иноэтнических групп на нанайскую территорию, так и постоянные контакты и межэтнические браки нанайцев со своими соседями – негидальцами, эвенками, ульчами, орочами.

В составе нанайцев насчитывалось 22 рода, одни – крупные, по несколько сот человек (Бельды, Ходжер, Самар и др.), другие – по несколько десятков. Каждый род нанайцев, как и ульчей, нивхов, состоял из большего или меньшего числа ветвей, имевших различное происхождение. Тесное взаимное общение народов Амура, своеобразие местных этнических процессов приводили к образованию у разных народов одноименных родственных родов.

Различные бедствия – эпидемии, наводнения, голод, – сопровождавшиеся высокой смертностью, способствовали в определённой мере усилению «пестроты» нанайских родов: от мелких родов зачастую оставались лишь небольшие «осколки»; они стремились к объединению с другими родами.

Непосредственные связи нанайцев с русскими относятся к середине XIX столетия. Нанайцы получали у русских продукты и товары в обмен на рыбу и пушнину; русские заказывали нанайским мастерам лодки, сети, лыжи.

К XX в. на Амуре резко упала добыча соболя, нанайским охотникам пришлось удлинять промысловые маршруты, на этой почве стали возникать конфликты с орочами, удэгейцами (прежде таких явлений не было). К концу XIX в. многие нанайцы стали искать работу у русских, нанимались на заготовку сена и дров, перевозку грузов и почты.

В традиционной культуре нанайцев отмечено многообразие жилых и хозяйственных построек, украшенных резьбой, разнообразие мотивов в орнаментации одежды и обуви, множество видов лодок и другое.

В 1948-1949 годах несколько нанайских семей из селений Нанайского района Хабаровского края переселились в Поронайский район Сахалинской области. Там был создан национальный рыболовецкий колхоз «Дружба», в котором и начали работать нанайцы-переселенцы.

// Роон Т. П. Коренные народы / [Т. П. Роон; отв. Ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. - С. 25.