Религиозные культы айнов

Культ инау

Инау – заструженные особым образом деревянные палочки, служившие особо священными предметами для айнов. Инау изготавливались не только для крупных ритуальных действ, обрядов и церемоний, но и по каждому мелкому поводу, когда необходима была связь со сверхъестественным на любом уровне, будь то благодарение, просьба, военные действия и т. п. Изготавливать эти культовые предметы позволено было только мужчинам и только после специальных культовых действий по очищению души и тела.

В основной массе инау делились на 2 категории: инау, жертвуемые духам предков, и инау, жертвуемые различным божествам (камуй). Вторая группа отличалась многообразием. Сюда входили:

  • инау, жертвуемые духам, от которых зависела промысловая деятельность айнов;
  • инау, жертвуемые духам - «хозяевам» отдельных местностей и стихий; предназначавшиеся духам - покровителям деревни и богине домашнего очага;
  • инау, определяемые для поддержания здоровья и предотвращения болезней; изготовляемые шаманами для камлания;
  • инау, подготовленные для различных айнских праздников.

Материалом для изготовления инау служили около 15 видов древесины для добрых божеств и 3–4 вида – против злых духов. Главным видом считалась ива, почитаемая айнами как дерево жизни.

Культ огня

Основной особенностью культа огня у айнов, как и у сибирских народов, было то, что к духу домашнего очага мог обращаться с просьбами любой член семьи независимо от возраста и пола, в любое время, так как огонь постоянно доступен обитателям жилища, в первую очередь женщинам, которые традиционно занимались приготовлением пищи и поддерживали его горение. Поэтому женщины, не имевшие права обращаться к духам, принимать участие в культовых действиях и приносить жертвы, могли «общаться» с огнём, просить о благодеяниях, «получать» от божества советы и предсказания.

Огонь, как думали айны, предупреждал людей обо всём плохом и защищал членов семьи от болезней и злых духов, их носителей. Семейная жизнь всецело связывалась с домашним очагом и его божественной хозяйкой, начиная с постройки дома и до смерти любого члена семьи. Огонь также являлся проводником покойных в страну прародителей и помощником в ином мире. Сожжение объектов материального мира якобы освобождало душу строения, которая покидала его и следовала за хозяином.

Культ медведя

Культ медведя у айнов в общих чертах сходен с представлениями, связанными с медведем, у сибирских народов. В айнском фольклоре медведь представлен как родственник и предок человека. Айны встречали приносимых из леса в деревню медвежат с радостью и считали этот день счастливым. К ним относились как к членам семьи, кормили хорошей пищей из специальной культовой посуды. Пойманного медвежонка сначала выхаживали в доме, а потом помещали в специальную клеть, чтобы через 1–2 года «проводить» его к горным богам на медвежьем празднике. Отношение к такому выкармливаемому медведю было особо уважительным, как к существу, посланному людям божеством.

Впоследствии обычай выращивания медведя помимо практического значения (получение мяса, жира, меха) приобрёл религиозную окраску, а умерщвление почитаемого животного получило вид особо торжественного религиозного ритуала – медвежьего праздника. Считалось, что этот ритуал выпускает дух хозяина гор из телесной оболочки на волю.

Культ предков

Душа, согласно айнским воззрениям, могла иметь два состояния: высшее, при котором она достигала «страны духов» (камуй), и низшее, ставящее её в ранг призрака или привидения, не могущего достигнуть обиталища богов. Также айны верили, что душа, кроме самостоятельного существования, обладала способностью переселяться в другую оболочку – во вновь родившегося человека.

Те души, которые достигли страны духов, начинали точно такую же жизнь, какую вели на земле – строили дома, носили одежды, пили, ели, и т. д. Считалось, что души предков наблюдали за происходящим внизу и оберегали своих потомков от несчастий и оказывали магическое влияние на своих сородичей. В связи с этим айны должны были всегда помнить о предках, проявлять о них заботу, совершать для них жертвоприношения, состоявшие из традиционной айнской пищи, а также спиртных напитков – непременного угощения всех камуев. По мнению айнов, получая от людей подарки, предки устраивали в небесном мире пир и восхваляли людей. И чем больше и чаще получали они приношения, тем больше посылали айнам дичи и других продуктов питания.

// Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов : религиозные воззрения в традиционном айнском обществе. - Москва : Наука, 1988. – С. 95–128.