Мифы, легенды, предания



ДЕВУШКА И ВЕХР

В маленьком то-рафс на краю стойбища жили две сестры. Вместе спали, чтобы было теплей. Вместе ходили за дровами: одной боязно идти в лес. Но вот старшая сказала:

Аска [1], сегодня я пойду посмотреть, поспела ли ягода. А ты сиди дома, укройся х`ухтом. Никому не отвечай.

Взяла старшая сестра тякк — берестовую посудинку, ушла в лес.

Младшая легла на понахнг [2], укрылась х`ухтом с головой и не шевелится.

Прошло некоторое время. И девушка слышит: кто-то ходит вокруг то-рафа, ищет дверь. Потом потянул за дверной ремень, открыл дверь. Вошел, обошел очаг, молча присел на край понахнг.

А девушку распирает любопытство. Она тихонечко при­подняла полу х`ухта, чтобы посмотреть, кто сидит рядом. И увидела большую женщину в богатом х`ухте. Волосы в две косы. Только во взгляде женщины что-то нечеловеческое, страшное. Девушка догадалась, что это вехр — злой дух.

Испугалась девушка, опустила полу х`ухта. Но вехр заме­тила движение.

Кто лежит под х`ухтом? — спросила вехр.

Девушка молчит, затаила дыхание. Тогда вехр схватила за подол х`ухта, дернула. Увидела девушку. Девушка испу­галась, думает: «Вот сейчас съест меня».

Не бойся меня. Я тебя не съем. Ты красивая, будешь женой моего брата.

Нет, я не буду женой твоего брата. Вы убиваете лю­дей и едите их мясо. Я не стану женой людоеда.

Тогда вехр набросилась на девушку и стала щекотать. Щекотала, щекотала — защекотала до беспамятства.

Очнулась девушка в красивом то-рафе. А в то-рафе боль­шой очаг. У очага — длинные вертела, и на них куски жаре­ного мяса. Хозяин то-рафа — большой красивый мужчина. Волосы заплетены в одну косу. Он сидит на понахнг. Справа от него на лежанке сидит вехр, сестра красивого мужчины.

Вехр говорит девушке:

—  Вот мой брат. Ты будешь его женой.

Сидит девушка, молчит. Понимает, что ей некуда деться. Молчала, молчала и сказала:

Буду ли я твоей женой или не буду — не моя воля. Но я человек и не ем вашей пищи.

Мужчина отвечает ей:

— Для своей любимой жены я добуду мясо любого зверя. Сказал так, обернулся в большую невиданную птицу, взмахнул крыльями, вылетел в томс-куты — дымовое отвер­стие на потолке. А там, где он стоял, осталась на полу шкура, золотистая, похожая на шкуру змеи…

(Отрывок из книги: Санги В. М. У истока : романы, повести, рассказы / Владимир Санги. - М., 1981. – С. 359-361).


[1] Аска – обращение к младшим (брату или сестре).

[2] Понахнг – почетное место для гостей, нары.

ПОЧЕМУ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЕЙ МАЛО

В древности, когда родилась наша земля — Ых-миф, ее положение было другим: западный берег был восточ­ным, а восточный западным. Ее спина стала животом и теперь омывается Пила-керкком — Охотским морем, живот стал спиной и омывается Матькы-керкком — Татарским проливом. Когда земля перевернулась, все живое на побережье Пила-керкка погибло. Жизнь сохранилась только на горах Аркки-вовал — на Западном хребте — ив некоторых других высо­ких местах. Из селений сохранились только два стойбища, отдаленные друг от друга. В одном селении — три человека, два брата и сестра, в другом — муж с женой и младшая сестра мужа.

И жили люди двух стойбищ, не имея ни огня, ни топора. Дохлую рыбу выбросит на берег волна — подберут и съедят сырой и усердно благодарят Тол-ызнга — хозяина моря.

Так они жили.

Однажды утром старший брат из первого стойбища вышел из дома и слышит, как со стороны захода солнца раздается то ли пение, то ли крик: «Кор-р-р» и «Торо-ро-ро-ро». По голосу узнал, что это кричат заяц и белка.

Сел и слушает. А те то ли поют, то ли лают. Молча ждал, ждал, когда они умолкнут, но не дождался. Вошел в дом. Его брат и сестра еще спали, одетые в одежду из коры, в шапках из бересты. Он тоже надел берестяную шапку, вышел и на­правился на звуки. Долго шел и вот видит...

У трех ям куги-рулкус — остатков от жилищ древних по­селенцев Ых-мифа — стоят два дерева. Под одним из них сидит заяц, сидит со стороны живота земли, под другим — белка, сидит со стороны спины земли. Сидят друг против друга, и каждый кричит по-своему.

Человек стал осторожно подкрадываться к ним. Когда он подошел к ним совсем близко, его заметила белка. Человек сел на землю и стал смотреть на зверей. Те замолкли. Затем белка говорит:

— Хала! [1] Мы живем на одной земле. Живых существ сей­час мало. Давайте все соберемся и будем держать совет, как дальше жить. Нам надо спешить размножаться, пока не со­старились и не умерли от старости. Пусть растут и насекомые, и животные, и люди, и растения, пусть все растет и, хорошо живет.

Человек догадался, что в образе зайца и белки выступают посланцы Тайхнгада — сотворителя живых существ. Вернулся в свое селение и рассказал об этом брату и сестре.

Втроем собрались и пошли на совет. Пришли на место и видят: вокруг ям сидят медведи, собаки, насекомые, олени. А заяц и белка все кричат. Три дня они кричали, три дня ни­кто не уходил, все сидели у ям. На четвертый день заяц и белка наконец умолкли. Белка осталась у дерева, а заяц обо­шел всех присутствующих, осмотрел их. Потом стал говорить. Первых спрашивает самцов зверей и птиц. Подошел к лисо-вину:

—  Как ты зимой будешь жить?

Лисовин отвечает:

—  Ай, зимой, как и летом, меня будут кормить мои ноги.

—  Что ты будешь есть?

—  Мышей, рыбу и все живое, что одолеют мои зубы, — все буду есть.

Подошел к собаке и спрашивает. Собака отвечает так же, как и лисовин.

Опросил заяц и волка, и пташек, и больших птиц, и насе­комых. Черед оленя настал. Олень отвечает:

—  Летом буду питаться тем, что растет на земле, зимой буду есть то же, что и летом. У .меня ноги длинные, я достану пищу из-под снега. Так я и буду жить.

Медведя черед подошел. Он отвечает:

—  Летом буду питаться всем живым, что только встре­тится мне на пути. Зимой тоже буду есть живое.

Тогда заяц говорит:

—  Если ты и зимой будешь есть, то уничтожишь все жи­вое, уничтожишь жизнь на земле. Ты большой, тебе много пищи надо, поэтому я не позволю тебе зимой есть. Ты зимой не будешь есть, ты зимой будешь спать.

Когда заяц опросил всех самцов, снова заговорила белка:

Заяц опросил вас всех. Каждый из вас ответил, чем будет питаться, чтобы жить. Так и живите. Теперь я опрошу самок. Чтобы жизнь на земле продолжалась, нужно заботить­ся о потомстве.

(Отрывок из книги: Санги В. М. У истока : романы, повести, рассказы. - М., 1981. – С. 343-345).


[1] Хала – возглас, требующий внимания.

ЧЕЛОВЕК И ТИГР

Три человека — тести и их молодой зять — по­шли в тайгу промышлять зверя. Пришли к месту охоты, сру­били балаган. А на другой день поставили ловушки.

Тесть, что помоложе, был сильным человеком. Сильнее его не найти на побережье. Не он любил хвастаться. Он говорил:

— Никакой зверь меня не осилит — такой я сильный. Никакой зверь не уйдет от меня — такой я ловкий.

Зять говорил тестю:

—  Ты сильный и ловкий — это правда. Но в тайге много говорить — грех.

Тесть сердился на это, ругал своего зятя.

Каждое утро уходили охотники проверять ловушки. Но ни в одной ловушке не оказывалось добычи. Охотники снимали ловушки, ставили их на других местах. Но и там добыча не шла.

Зять говорил тестю:

—  Ты своей болтовней отпугнул всех зверей. Тесть отвечал:

— Это ты лишен удачи. Из-за тебя зверь не идет в наши ловушки. Я сильный и ловкий. И всегда был удачлив. Ника­кой зверь не осилит меня.

Как-то утром тести увидели неподалеку от балагана боль­шие следы тигра. Старший говорит:

— Брат мой, беда пришла к нам. Надо быстрей уходить. Младший брат, тот, который всегда хвастался, перепугался

и говорит:

— Если мы все уйдем, тигр нагонит нас и съест всех тро­их. Оставим зятя в жертву. Тогда тигр не будет преследовать нас.

Так и решили братья. Как решили, так и поступили: ушли, не сказав зятю.

Зять приготовил еду и целый день ждал своих тестей. Но те так и не появились.

Утром охотник увидел: у входа в балаган лежит большой тигр.

Испугался охотник и замер. Сидит не шевелится. Прошел день, устал охотник, говорит тигру:

— Буду я шевелиться или не буду — ты успеешь съесть меня. Дай мне приготовить еду.

Тигр молчит.

— Охотник развел костер, сварил чай, приготовил еду, поел. Потом снова обращается к тигру:

— Ты, гроза зверей, хозяин здешних мест, выпусти меня: мне надо проверить ловушки.

Тигр молчит. Лежит он, уронив голову на передние лапы, сторожит человека глазами.

Тогда человек снял х`ухт, бросил его на лежанку, запра­вил рубаху в брюки, засучил рукава. Взял в ладони листового табаку.

Накрошил табаку полную ладонь и бросил в глаза тигру. Тот взвыл от боли, закрыл глаза.

Разбежался человек, наступил на голову тигра между ушами, оттолкнулся и выскочил из балагана. Бросился тигр за ним…

(Отрывок из книги: Санги В. М. У истока : романы, повести, рассказы / Владимир Санги. - М., 1981. – С. 373-378).