Одежда


ВЫДЕЛКА ШКУР

Основная работа по дому лежала на женщине. Она не только готовила еду, собирала растения для пищи и плетения, но и плела циновки, ткала крапивное полотно, выделывала шкуры, шила одежду, растила и воспитывала детей. Но еще надо было сделать необходимые заготовки — запастись крапивой для волокна и выделать для шитья шкуры животных.

Когда мать бралась за выделку шкуры или садилась за ткацкий станок, равно как и за шитье, дочери должны были сидеть рядом с ней и запоминать все движения матери, а при шитье — повторять их. Подобные уроки носили название айюсинукар. Дети относились со всей серьезностью к этим урокам, так как знали, что всю свою жизнь их будут оценивать за то, насколько хорошо они будут владеть искусством изготовления одежды для семьи и искусством вышивки, что считалось большим достоинством женщины и девушки.

К двенадцати годам большинство девочек уже становились настоящими помощницами матери в изготовлении одежды, а к 14-15 годам, как правило, каждая девушка уже полностью овладевала навыками по выделке кож, умела ткать полотно из крапивных волокон, шить из луба и выполнять красивую вышивку по принятой в каждой семье схеме.

Шкуру онка сначала сушили в растянутом виде. Затем внутреннюю поверхность очищали специальным скребком от остатков мяса и мездры, смазывали жиром, намачивали несоленым бульоном из частиковых рыб, после чего еще раз обрабатывали особым инструментом, проще говоря — «толкли», и складывали мехом наружу.

Затем, еще раз смочив в бульоне, заворачивали в тряпку. Через некоторое время шкуру доставали и скоблили ножом до тех пор, пока она не становилась сухой, затем опять разминали — «толкли». После этого намазывали шкуру без ворса трухой гнилой осины или лиственницы, чтобы окончательно обезжирить. Затем шкуру разминали специальным инструментом. Подобный способ обработки шкур применялся в основном к так называемым толстым и жирным шкурам (оленя, морских животных, собаки, енотовидной собаки и т.д.). Более щадящей обработке подвергались «тонкие» шкуры, например, лисы, соболя. Если шкура животного, а это в основном был тюлень, использовалась для пошива сапог, то волос с нее удаляли. Очищенная от меха шкура затем «вешалась на амбарах, где под дождем она делается белою и годною для делания сапогов». Были у сахалинских айнов и сапоги хосиги, голенища которых шились из шкуры тюленя, а головки — из рыбьей кожи.

Шкуры морских животных шли на самые прочные изделия в гардеробе айнов. Сначала шкуры выбивали палкой, а затем топтали ногами. Потом на внутреннюю поверхность шкуры накладывали губчатое вещество, изготовленное из корня дерева, заворачивали и сжимали руками в узел, в результате чего происходило поглощение жира из шкуры. Потом все это выбивали палкой. Далее женщины растягивали шкуру между двумя шестами для высушивания с помощью нитей из крапивного волокна, закрепляемых на стене у потолка. После мытья с обеих сторон изнутри скоблили маленьким ножом, избавляясь от излишнего жира и других элементов. Затем терли внутреннюю поверхность шкуры мочалкой, изготовленной из корней ивы, с тем чтобы собрать остатки жира и мездры.

Шкуры выделывали не только для шитья верхней одежды и обуви, но и для изготовления сумок, чехлов для ножей. Тщательно выделанные полосы из маленьких нерпичьих шкурок использовали для изготовления подметок обуви. Летом айны обычно не пользовались обувью и ходили босиком, часто до самой поздней осени. Но зимой, конечно, надевали обувь из шкур морских животных или лосося.

Запрещалось прикосновение только к медвежьим шкурам. Вместе с костями их торжественно помещали в постоянные места в горах, которые были у каждого рода. Для семейных нужд айны использовали оленьи шкуры, мех кабарги и зайца. Шкуры оленей становились постельными принадлежностями для взрослых. Шкуры кабарги служили постелью для детей. Поскольку эти виды шкур не слишком крепки, айны старались регулярно их менять. Из заячьего меха, лисьих хвостов и меха куницы, которыми не торговали из-за плохого качества, шили зимние головные уборы. Подготовкой шкур к торговле занимались тоже женщины.

Источник:

Сахалин и Курилы в прошлом и настоящем. Кн. 1: Древние культуры и коренные народы Сахалина. – Москва, 2015. – С. 76–83.


ТКАЧЕСТВО

Вторым важным источником материала для одежды у айнов были растения: крапива хай и луб японского ильма ах. Особо ценилась одежда, сшитая из нитей крапивы, — тетарапе.

Осенью женщины приступали к подготовке стеблей крапивы: с них счищали кожицу хай кара, затем растения сплетали, высушивали и оставляли в таком виде до января.

В январе, когда выпадал снег, начинался процесс отбеливания: стебли крапивы вымачивали в теплой воде, затем клали в снег, повторяя эту процедуру несколько раз, затем развешивали их на шестах для просушки. Подготовленные стебли скручивали в нити и ткали на ткацком станке. Сшитые из крапивных волокон халаты украшались аппликацией и вышивкой. Техника изготовления нитей из крапивы утеряна, и сегодня любоваться этими произведениями айнских мастериц можно лишь в музеях Южно-Сахалинска и Хоккайдо.

Большей сложностью отличался процесс изготовления одежды из луба вяза (ильма). В конце весны или начале лета с молодого дерева айны снимали полоски мягкой коры, которые отделялись от верхнего слоя и в течение недели вымачивались в стоячей воде. Размягченный луб помещали в проточную воду, чтобы имеющаяся на его поверхности слизь была полностью смыта, иначе во время сушки этих полос они могли слипнуться. Луб, используемый в ткани в качестве основы, дополнительно кипятился, так как нити основы должны были быть более прочными. Затем промытый луб, который мог состоять из 9 слоев, вручную расщепляли на нити, сушили на солнце в течение нескольких дней, потом скручивали в клубки. Одежда из этой ткани называлась аттусь / аттуш.

Одежда из волокон крапивы и луба вяза ткалась на ткацком станке южного типа. На этом же станке айны ткали свои пояса, ремни для меча — эмушат (который, как и халат, мог быть соткан из волокон луба) и полоски ткани шириной от 15 до 20 см, которые затем сшивались, превращаясь в халаты. Соткать ремень для меча считалось важной задачей для женщины. Айны верили, что такой ремень бережет сам меч.

Техника изготовления ремней и поясов была довольно-таки сложной. Одновременно в работе находилось более тридцати нитей, обычно белого и черного цветов, но пояса могли быть изготовлены и из цветных нитей. И сегодня подобную практику ткачества поясов сохраняют ульчские мастерицы, потомки айнов рода Дуван, проживающие на Нижнем Амуре.

Летом айны ходили босиком, но в межсезонье и зимой вынуждены были надевать самодельную обувь. Для пошива мужской и женской обуви использовались шкуры морских животных и рыбья кожа. Женщины считали изготовление обуви наиболее ответственной работой и тщательно высушивали кожу горбуши. Так, для изготовления пары обуви необходимы были одна большая рыба и 12 маленьких.

С появлением на островах привозного шелка и хлопчатобумажных тканей одежда из шкуры рыбы быстро вышла из употребления. Ее мужчины продолжали носить, отправляясь на охоту на пушного зверя, так как традиционная обувь из рыбьей кожи была легкой и теплой, ноги в ней не промокали, а стелька из сухой травы хорошо сохраняла тепло.

Третий тип материалов для изготовления одежды — привозные ткани. От китайцев через соседствующие народы, например, от амурских гольдов (нанайцев) и удэгейцев, сахалинские айны получали с материка такие ткани, как шелк, ситец, муслин, бархат, парчу.


Сахалин и Курилы в прошлом и настоящем. Кн. 1: Древние культуры и коренные народы Сахалина. Москва, 2015. – С. 76-83


Юбка мужская
Рубашка мужская праздничная
Детский халат
Женский халат из рыбьей кожи с аппликацией на спинке
Шапка женская зимняя
Шапка мужская зимняя
Нарукавники для рукавов халата
Наушники
Сумка для хранения предметов рукоделия, Обувь женская
Обувь детская летняя, с кожаными ременками, ХIХ век, Шапка детская из ситцевой ткани
Халат женский зимний. Начало ХХ века
Халат женский зимний. Начало ХХ в.
Женский зимний халат, конец XIХ века
Халат женский
Халат женский летний. Вторая половина ХХ в.
Халат женский с подвесками по подолу. Вторая половина ХХ в.
Халат женский. Вторая половина ХХ в.
Халат женский летний
Халат женский праздничный. Вторая половина ХХ в.
Халат мужской зимний. Начало ХХ в.
Рубашка мужская. Вторая половина ХХ в.
Халат женский, праздничный. Вторая половина ХХ в.
Халат детский. вторая половина ХХ в.
Халат женский с подвесками. Начало ХХ в.
Рубашка мужская праздничная
Детский тканевый халат с амулетами на спинке
Шуба женская из собольих и лисьих лапок
Рукавицы зимние мужские
Обувь с матерчатыми голенищами мужская, XIX в.
Обувь детская зимняя, с матерчатыми завязками, XIX век
Передник детский уйльта. Ткань, тесьма, вышивка.
Головной убор уйльта из комплекта. Ткань, шитьё
Халат женский уйльта. Ткань, тесьма, вышивка. 1989 г.
Халат женский праздничный, нивхский. Ткань, металлические подвески, вышивка. Автор – Кимова Лидия Демьяновна, пгт. Ноглики.
Наголовник женский уйльта. Ткань, шитьё
Оленья упряжь, уйльта. Ткань, металлические монеты, вышивка. 2 половина XX в.
Сумка охотничья уйльта. Мех, ткань, шитьё. 2 половина XX в. Автор – Огава Хацуко, г. Поронайск
Сумочка уйльта из комплекта. Ткань, шитьё. 2 половина XX в. Автор – Осипова Вероника Владимировна, пгт. Ноглики.
Сумка поясная эвенкийская. Камус оленя, бисер, замша. 2 половина XX в.
Коврик нанайский. Ткань, шитьё. 2 половина XX в.