Разведение домашних животных

Разведение домашних животных было распространенным занятием у народов Приамурья и Сахалина. Нивхи, нанайцы, ульчи разводили ездовых собак для упряжки в нарты. Причем исследователи прошлого отмечали наличие особенной породы сахалинских ездовых собак у нивхов. Существовали свои секреты и правила селекции породы, дрессировки животных и запряжки в цуг. Животные были выносливы и не боялись суровых зим. Они перевозили на нартах разные грузы на десятки и сотни километров.

Уйльта и эвенки разводили домашних северных оленей для использования в качестве транспорта. Они ездили верхом на оленях, запрягали их в нарту, навьючивали на них грузы. Как отмечали уйльта, сахалинские олени местной породы были выше и упитанней тех особей, что попали с материка вместе с эвенками. Многие столетия оленеводство было важной этнокультурной чертой уйльта, предки которых сформировали свою систему доместикации таежных животных и выработали свой жизненный уклад. Так, уйльта летом кочевали в прибрежной зоне Охотского моря, где лето влажное и прохладное – часты туманы и дожди. Эта погода прекрасно подходила северным оленям, плохо переносившим жару. Они паслись на вольном выпасе без коралей (специальных изгородей, где устраивали дымокуры). А люди могли спо­койно готовить рыбу на зиму в реках и заливах, особенно не заботясь о пропитании оленей.

В культурах коренных народов домашние животные занимали особое место в ритуалах и мифологии. Так, во время медвежьего праздника нивхи убивали ритуальную собаку. Она считалась проводником «души» медведя к хозяину гор. Это было необходимо для будущего возрождения зверя.

Из рассказов уйльта стало известно, что во время поминального обряда по покойному родственнику умерщвляли домашнего оленя белой масти. Считалось, что олень будет нужен умершему в загробном мире для кочеваний.

В нивхском мифе о сотворении земли участвовал и олень. Главное божество Тайрхнанд еха, верхом на олене и бил хлыстом налево и направо. От этих ударов рождались реки и горы. В мифологии эвенков был известен образ летающего оленя.

 

Источник:

Роон Т. П. Коренные народы / [отв. ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 31–32.