Средства передвижения нивхов

Средствами передвижения у нивхов были собачьи упряжки, лыжи и лодки. Нивхская собачья нарта использовалась до первой четверти XX века и имела ряд характерных особенностей. Среди них прямые копылья, загнутые с обоих концов полозья и две горизонтальные дуги – спереди и сзади. Длина нарты колебалась от 3 до 4.5 метров, высота составляла около 30 сантиметров, ширина – 45 см. Нивхская нарта изготавливалась из дерева и скреплялась деревянными гвоздями, рыбьим клеем и кожаными ремнями и отличалась лёгкостью и большой упругостью. Однако из-за малой ширины она также была очень неустойчива. Поэтому возница сидел верхом, держа ноги на лыжах, которые скользили вдоль нарт. Центр тяжести изменялся сдвиганием или раздвиганием лыж, тем самым придавая нартам устойчивость. На крутых поворотах нарты удерживались посредством палок с железными наконечниками, втыкаемых между полозьями и верхней перекладиной. Эти же палки служили тормозом при сильном разбеге.

Упряжь была крайне проста и состояла из ремня-потяга, к которому на равном расстоянии справа и слева поочерёдно привязывались собаки. В нарты впрягалось от трёх до тринадцати собак. Их кормили в пути два раза – днём и вечером. Нарты не использовались на рыхлом снегу, поскольку собаки не могли по нему бежать и проваливались. Если ждать не было времени, то один нивх на лыжах шёл впереди нарт, прокладывая дорогу, а второй управлял собаками.

В XIX веке у нивхов появляется упряжка цугом и восточносибирская упряжка, в которой собаки тянут нарту грудью, а не шеей. Восточносибирская нарта отличалась тем, что имела загнутые только спереди полозья, вертикально стоящие копылья и неглубокий кузов на настиле. Такая нарта имела большую грузоподъёмность и была больше традиционной.

Также к концу XIX века у нивхов появляются транспортные олени. Их приобретали у ороков. Важным средством передвижения были лыжи, в том числе и подшитые мехом. Лыжи-голицы применялись при управлении нартой, как лопата для разгребания снега, при небольших переходах близ дома. Они изготовлялись из лиственницы или берёзы размером около 160 см в длину и 12-15 см в ширину. Нос лыжи был загнут и имел остроконечную или ромбовидную форму. На середине лыжи под ступню ноги подклеивался или прибивался кусок бересты. Крепления делались из кожи нерпы или сивуча и выглядели как две петли под носок и пятку, соединённые боковыми ремешками.

Подшитые лыжи считались охотничьими. Они мало отличались от остроконечных голиц, но были несколько длиннее – до 175 см. на обшивку употребляли шкуру тюленя ворсом назад, приклеивая её рыбьим клеем или прибивая гвоздями к нижней поверхности. Такие лыжи не проваливались в рыхлом снегу и не создавали лишнего шума.

Единственным летним средством передвижения у нивхов была лодка – дощатая или долблёнка. Дощатая лодка делалась из шести еловых досок. Днище составляла одна слегка выгнутая доска, к ней пришивали борта. Нос делался из двух досок, расположенных под острым углом, а к корме прибивали доску трапециевидной формы. Пазы законопачивались мхом, заколачивались планками и засмаливались. Мачты дощатая лодка чаще всего не имела, а в движение приводилась вёслами. Дощатые лодки были разных размеров. Были лодки, вмещавшие до 20 гребцов и использовавшиеся при дальних походах.

Лодку-долблёнку изготавливали из ствола большого тополя. Для них были характерны лопатообразные выступы в носу и на корме лодки. Размеры лодок колебались от 6 до 11 метров. Для перевозки грузов лодки сдваивались поперечными шестами для большей устойчивости.