Жилища айнов

Айны селились преимущественно в устьях рек, на морском побережье, близ богатых рыбой заливов или в глубинах островов, но непременно возле нерестовых рек. Место, где селился человек, айны называли котан. Оно означало как одну-две хижины, так и большую деревню. Айнский дом обычно представлял собой прямоугольное каркасное жилище из тонкоствольного леса, крытое соломой или бамбуком. На зиму стены дома обкладывались до крыши связками сухой травы. Площадь дома цисе (тисе) варьировалась в зависимости от состава семьи и социального статуса хозяина. Внутри дома имелись тонкие перегородки, интерьер украшался тростниковыми циновками. Крышу строили отдельно от самого жилища и потом водружали на стены.

Вместо дома ставились амбары на помостах (пу), водружённых на сваях. К ним приставлялись брёвна с зарубками, служившие лестницами. В амбарах хранились связки шкур, ремней, запасы провизии, пучки сушёных трав, съедобные коренья и т. п. Рядом с домом находилась площадка, где держали собак, которых привязывали к столбам, врытым в землю, или к горизонтальной жерди. Собака у айнов была тягловым животным, хотя были и охотничьи таёжные лайки, попадавшие к айнам от ороков или эвенков. В ненастье собак держали в доме.

Между домами, на сквозном ветру, а зачастую ближе к морю, ставились вешала для приготовления юколы – вяленой рыбы. Самым необычным элементом айнского подворья была медвежья клеть, которая представляла собой тесный сруб. Другой непременный признак айнского жилья – «двор инау», наружный алтарь, находившийся за домом. Здесь копились «инау» – заструженные ритуальные палочки, или шесты.

Обычно все дома в айнском селении выстраивались в ряд вдоль реки. Дорог у айнов не существовало, да и широких троп они не делали. Селение органично вписывалось в ландшафт, не отвоёвывая у природы всё новых и новых пространств.

У северных айнов, живших на берегу залива Терпения, кроме летних жилищ «сах котан», сохранялись ещё и зимние «мата котан», которые располагались в лесу, подальше от холодного ветра. Сюда переезжали по окончании рыбного сезона и наступлении стужи и брали с собой только самое необходимое. За оставшееся имущество не беспокоились, опасались только, чтобы в летнем жилище не поселился домовой (охацисуйе).

В дом вели низкие и небольшие сени, в которых могла находиться утварь – кадушки, ткацкие станки, деревянные лопаты, корыта для кормления собак и медведя, ступы и другой мелкий инструмент. Пол настилался досками или же травой, камышовыми матами и тростниковыми циновками. В центре дома располагался очаг, а над ним в крыше делалось одно или два дымовых отверстия. В жилище не было окон, кроме «священного окна», через которое, как считалось, божества следят за порядком в доме. Стены также завешивались циновками, из которых делались ширмы, делящие жилище на несколько комнат.

Таксами Ч. М. Кто вы, айны? : очерк истории и культуры / Ч. М. Таксами, В. Д. Косарев. – Москва : Мысль, 1990. – С. 116–121.