Айнские жилища

Айны жили в постоянных селениях котан. Однако сезонный характер их занятий обуславливал наличие как летних (сахкотан), так и зимних поселений (матакотан) и жилищ (чисе, тисе).

Один из участников голландской экспедиции под руководством М.Г. Фриза, побывавшей в 1643 году в заливе Анива, следующим образом обрисовал увиденные им айнские жилища: «Сделаны хижины были из ветвей деревьев, сверху покрыты длинной травой, неподалеку от хижин в землю вкопан столб, на нем висел меч. Дома у них небольшие, покрытые травой, но стены построены из больших стволов деревьев, плотно связанных между собой веревками из кож; посреди дома — очаг, сложенный из камней, над очагом — два отверстия, через них выходит дым из жилища».

Почти через полтора века французская экспедиция в июле 1787 года на западном берегу Сахалина также посетила одно из айнских летних селений. Ж.Ф. Лаперуз, отметив «мягкие и степенные манеры», «благородные жесты», «цивилизованность», «кроткость нравов» айнов, оставил для истории и описание их жилищ: «Хижины этих островитян построены разумно, все в них предусмотрено на случай морозов. Они сделаны из дерева, покрыты березовой корой, увенчаны стропилами, крытыми сухой травой, уложенной так же, как в наших крестьянских домах; дверь очень низкая и проделанная во фронтоне; очаг расположен посередине, под отверстием в крыше, через которое выходит дым; по окружности стоят маленькие лавки или доски, на 8-10 дюймов возвышаясь над полом, который, в свою очередь, устлан циновками. Хижина, которую я описал, стояла посреди чащи из розовых кустов, в ста шагах от моря. Кусты эти цвели и распространяли дивный запах...»

Айнские селения на северо-западном побережье Южного Сахалина были очень малы и состояли из небольшого количества домов, очень редко их число достигало двадцати. Летние поселения по 10-20 хозяйств располагались вблизи моря, обычно при впадении реки, а зимние стойбища — на небольшом расстоянии от побережья.

Айны всегда располагали свои стойбища между горами и морем. Летнее жилище айнов представляло собой легкий каркасный деревянный дом с двускатной крышей. Это было невысокое, небольшое по площади прямоугольное сооружение из тонкоствольного леса, покрытое жердями. Крышу и стены дома айны обкладывали связками камыша. «Айны живут в юртах, сложенных кое-как из коры и досок и прикрытых сверху тростником или осокою, — отмечал в 1896 году журналист Влас Дорошевич. — На стороне, наиболее защищенной от ветра, находится вход в юрту с невысоким, крытым темным коридором, в котором помещаются некоторые домашние вещи, а также рыболовные снасти, лыжи, сани и прочее...»

Традиция строить дома из досок и жердей сохранилась и позже, но стены утепляли еловой или пихтовой корой. На крыше с левой стороны делалось дымовое отверстие. В дом входили через приделанное снаружи крыльцо.

Направо и налево от входа вдоль стен находились низкие нары сех — места для сна. В центре жилища располагали очаг камуйундзи — сакральное место айнского дома. Обязанностью хозяйки было неустанно следить, чтобы он не потух. Наиболее почетным местом в доме считалось пространство между очагом и стеной, противоположной входу, куда обычно приглашали сесть гостей, там могли сидеть старики. Старость почиталась, считалось, что старые люди ближе к духам и божествам.

Позади, обычно с ориентацией на горы, располагалось священное окно (окно богов камуйпуйяра). Через него осуществлялась постоянная связь между духами — хозяевами жилища и божествами внешнего мира. Окно закрывалось лишь в непогоду, но подходить к нему без причины строжайше запрещалось, а заглядывание в него рассматривалось как тяжкий грех. Через него вносили в дом добычу охотники, выносили рыболовные орудия, вытаскивали тушу медведя во время медвежьего праздника.

По правую руку от очага были места хозяев дома, за ними размещались наиболее значимые, ценные предметы — лаковая посуда, оружие, культовые принадлежности, домашний алтарь. Стены обычно украшались циновками светлого цвета с желтым или коричневым орнаментом. Молодые мужчины обычно садились по левую руку, а молодые женщины — у входа. Освещалось помещение одним окном. Основная тропа в селении проходила мимо домов со стороны моря. Но фасадом дома, его передней стороной (лицом), считалась сторона, обращенная на горы, поскольку в понимании айнов там обитали главные божества, горные духи. Вход в дом был обращен к морю, реке. В селениях могли быть и большие дома, принадлежавшие богатым людям. Такой дом с двумя очагами (ту унчи о чисе), то есть с двумя местами для духа огня, считался священным.

За домом находился наружный алтарь инау чипа, где хранили заструженные шесты — инау. В то время как домашние инау были небольшими, наружные культовые инау достигали высоты в несколько метров, а инау для кита изготавливалось из целого дерева. Алтарь располагался на небольшом расстоянии от дома, позади сакрального окна, там айны совершали все общие ритуалы, это место было священным. Вблизи него мужчины должны были сохранять тишину, общаться шепотом, женщинам вообще запрещалось пересекать это место.

На некотором расстоянии от дома, напротив входа, ставился амбар пу для хранения шкур, упряжи, запасов провизии, сушеных трав. Это было свайное сооружение высотой в 1,5 м над землей. В него забирались по приставному бревну, на котором для ног делались зарубки. Рядом с домом находилась площадка для собак, которых использовали как тягловых животных при езде на нартах и во время таежной охоты.

Между домами, в продуваемых ветром местах, устраивались вешала для приготовления вяленой рыбы — юколы. В состав хозяйственной территории входили специально отведенные места для разделки туш добытых животных, обработки их и просушки, сюда же складывали кости, ссыпали золу из очага. Каждый участок окружающего пространства имел свое назначение в соответствии с важностью сторон света и религиозных воззрений. Поблизости от жилого дома ставилась бревенчатая клеть — сруб для выращивания медвежонка.

Зимние поселения традиционно находились на небольшом расстоянии от побережья. Айны мигрировали во внутренние районы острова, ближе к горам, где долгими и снежными сахалинскими зимами мужчины занимались охотой. На зимниках традиционно строили землянки той тисе и полуземлянки — надежное убежище от зимней стужи. Сооружение столбовой конструкции углубляли в землю, на столбах крепилась крыша, покрытая древесной корой. Натуралист Л.И. Шренк в середине XIX века описывал айнское жилище: «У айнов подземная юрта во всеобщем употреблении. <...> Крыша далеко выдается над входом и образует перед ним род крытой площадки или сеней со ступеньками, ведущими внутрь жилища. Внутри устройство точно такое же, как и в гиляцких подземных юртах, только очаг расположен ближе к лесенке. Над ним в крыше отверстие для дыма...»

В основании зимнего жилища выкапывали квадратную яму глубиной примерно 1,25 м. Посередине устанавливали в плане квадрата четыре столба, концы которых соединяли балками в форме прямоугольника. К углам прямоугольника приставляли четыре наклонные жерди, являвшиеся опорой для стен. Верхние концы их перекрещивались, нижние — вкапывались по углам верхнего края ямы. К этим опорным жердям приставляли наклонно жерди стен, которые придавали шалашу форму четырехгранной пирамиды. На правой от входа стене устраивали квадратное отверстие, служившее окном (размером примерно 60 х 60 см).

Вход находился на откосе южной стены и закрывался выдвижной дощатой дверью (размером 1 х 1 м). К порогу двери приставляли лестницу из наклонного бревна с зарубками для спуска внутрь шалаша. «Земляной дом» был одновременно и жильем, и складом продовольствия. Такое жилище строили обычно несколько семей, каждая из них могла иметь в доме свой очаг.

На рубеже XIX и XX веков айны переняли у русских поселенцев тип избы и стали строить на морском побережье теплые бревенчатые дома, в которых зимовали. В связи с этим зимние полуземлянки как тип жилища вышли из употребления. И ныне ни одной из них в целом виде не сохранилось.

Айны южных ареалов обитания с мягкими климатическими условиями жили в прибрежных стойбищах круглый год. Во время зимней охоты в местах, расположенных поблизости от охотничьих угодий, строилась охотничья сторожка, служившая одновременно и жилищем, и складом для добычи. Это была полуземлянка, врытая наполовину в землю или заваленная землей сверху.

В крупных поселениях насчитывалось до 15-20 семей, или 100-150 жителей. Однако основная часть селений была небольших размеров, на 2-4 семьи. Все жилища обычно выстраивались цепочкой на небольшом расстоянии от реки или морского берега. Места айнских поселений представляют научный интерес для археологов.

Сахалин и Курилы в прошлом и настоящем. Кн. 1: Древние культуры и коренные народы Сахалина. Москва, 2015. – С. 56 -60.

Летнее жилище. Модель. Ногликский краеведческий музей
Летнее жилище. Модель. Ногликский краеведческий музей
Зимнее жилище. Модель. Ногликский краеведческий музей
Зимнее жилище. Модель. Ногликский краеведческий музей
Зимнее жилище. Модель. Ногликский краеведческий музей