Национальный ансамбль «Мэнгумэ Илга»
(«Серебряные узоры»)

Национальному ансамблю «Мэнгумэ Илга», что означает «Серебряные узоры» 25 лет. В 1981 г. в Поронайском районе образовался национальный ансамбль коренных малочисленных народов Севера - «Мэнгумэ Илга». Его участники - представители разных национальностей, проживающих на территории Поронайского района (нивхи, ороки, эвенки, нанайцы). В первый состав ансамбля, в основном, вошли работники местного колхоза «Дружба» и рыбозавода, хотя были в ансамбле строители, бумажники, педагоги и связисты. За время своего существования ансамбль дал множество выездных концертов. С первых дней возглавил коллектив выпускник Краснодарского института культуры Александр Украинский. Он поддерживал тесную связь с художественными руководителями других национальных ансамблей, встречался с деятелями культуры, учеными, занимающимися проблемами сохранения и развития богатого духовного наследия Севера.

Кроме того, он работал с истинными носителями культурного наследия - Ниной Докимбовной Бельды, Ким Нацко, Огава Хацуко, Владимиром Киле, Ким Юн Син, Окава Хачетаро. Первые шаги ансамбля были сложными. Методом проб и ошибок создавались истинные шедевры. Первые сценические костюмы, изготовленные в ателье, в корне меняли картину реальности.

Поэтому стали искать выход из создавшегося положения, и бабушки взялись обучать молодых древнему искусству. Постепенно появились настоящие халаты. Старинные секреты изготовления национальной одежды были частично разгаданы, узоры, доселе не понятые молодежью, «заговорили». Искусство рассказывать добрые, мудрые сказки, петь о них было дано лишь Нине Бельды. Песни, исполненные ею, были немного грустными, но в них всегда скрывалась надежда на хорошее будущее. Память этой женщины хранила много интересного.

Опыт, накопленный годами, она передавала своим детям и внукам, стараясь сохранить национальную нанайскую культуру. Изделия, изготовленные умелыми руками Н. Бельды, и сегодня видят посетители многих музеев России и других стран.

Слишком рано ушла из жизни нивхская сказительница – Наталья Пларчук. На её выступлениях зрители буквально падали от смеха, когда она показывала любимые сказки. Не зная перевода, зал понимал, о чем говорится в сказке. Удивительное исполнение нивхских танцев сделало эту женщину кумиром многих, кто пытался воспроизвести виденные ими движения.

Имя охотника-оленевода Окавы Хачетаро в национальном ансамбле произносили с особым почтением. Бубны, изготовленные им, имели особое звучание, и делал он их, как и полагается, из оленьей кожи отличной выделки. Благодаря его усилиям, в коллективе появилось музыкальное бревно «тятич-чхарш». Орокские орнаменты на халатах участников ансамбля «Мэнгумэ Илга» сделаны руками Ким Нацко и Огава Хацуко.

Ким Нацко, прекрасно знающая родной язык, традиции и секреты по изготовлению национальной одежды, музыкальных инструментов, с радостью делилась с участниками ансамбля всем своим «богатством».

Огава Хацуко одной из первых пришла в ансамбль и многое помнила, хоть и была маленькой девочкой, когда жила в стойбище на самом севере Сахалина. Многие помнят, как когда-то она пела колыбельную, нежно качая люльку, сделанную своими руками специально для номера.

Большинство из сегодняшнего состава национального ансамбля пришли в него очень давно и продолжают свою деятельность, принося радость всем окружающим, участвуя в городских, районных, областных, региональных и международных фестивалях, концертах. Руководит сегодня ансамблем Панник Елена Александровна.

 

См. также: Шенеман С. Жемчужина островной культуры // Губерн. ведомости. – 2001. – 25 дек.    
    
Добро пожаловать в Поронайск! : Альбом-путеводитель по городу. – Поронайск, 2009. – С. 128-129.